День России — день несбывшихся надежд

12 июня 1991 года Борис Ельцин стал президентом РФСФР, и в этот же день его ближайший соратник Анатолий Собчак (с которым я встречался лично 4 раза) принял решение провести референдум о возвращении исторического названия Ленинграду — вскоре он превратился в Санкт-Петербург.

С тех пор прошло 32 года. Сижу я на лавочке, беседую с соседом по даче — водителем автобуса, а он — мой главный идеолог, по совместительству «глас народа» — говорит мне: «А ведь для тебя сегодня главный праздник другой — 38 лет тому назад родился твой старший сын». На что я ему отвечаю: «Конечно, спору нет, сын важнее Ельцина. Но Ельцин-то тоже важен для этой страны и её истории».

Мой визави говорит промыслительную вещь: «Уж как этот человек нас всех обманул, со своей Преображенской революцией 20 августа 1991 года, так даже Ленин не обманывал в 1917 году, ведя за собой тёмные массы к созданию земного рая, причём рая только для бедных, но никак не для богатых».

Да, действительно, подумал я: что ни лидер, то обман вселенского масштаба, что правда — то правда. Вспоминаются слова Жириновского, который в студии Урганта рассказал историю о том, как сидели Мюллер и Штирлиц через 70 лет победы России над Германией, и Мюллер говорит Штирлицу: «Гитлер умер бы второй раз, увидев то, что сейчас происходит. Германией руководит женщина вот с такой попой, по улицам Берлина маршируют геи под руководством лесбиянок, банки и газеты в руках евреев, а всем этим руководит негр из Америки!».

Шутки шутками, но в русском языке есть пословица: «Охота пуще неволи». Сто лет тому назад на «Соловках» возник Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) с принудительными работами для трудноисправимых. Через лагерь прошли десятки тысяч несчастных, половина из них не вернулась домой.

Самый известный узник этого заведения — Нафтали Френкель, крупный криминал из Одессы, получивший «вышку», замененную затем на «десятку», и ставший всемирно известным тем, что стал автором проекта ГУЛАГа как системы бесплатного, рабовладельческого строя. С подачи этого негодяя все лагеря превратились в «фабрики грёз», где людей кормили только когда они трудились на износ.

ГУЛАГ стал лагерем не по исправлению неправильных мозгов, а служил целям ускоренного процесса индустриализации, который начинала проходить Россия в первые десятилетия позапрошлого века.

У всех были свои учителя. Мне повезло с моими, среди которых Владимир Никитович Шенаев — бессменный секретарь парткома ИМЭМО, а затем один из основателей и создателей Института Европы как института изучения особых процессов на Европейском континенте. С его уходом из жизни, несмотря на то, что половина института — его ученики, европеистика в России приказала долго жить.

Владимир Никитич — выдающийся учёный, фанатик своего дела, организатор и преобразователь науки, носитель необыкновенных по масштабу знаний о природе капитализма в Европе. Он неизменно повторял, что сейчас (в 1980е-начале 1990х) времена такие, что секретарь парторганизации должен вести научную работу, подчас двойную по нагрузке, чтобы доказать справедливость участия учёных в любых общественных процессах при любом строе. Он всегда подчёркивал роль Мартина Хайдеггера — учителя Ханны Арендт, написавшей самую сильную работу о природе тоталитаризма (по первому образованию Шенаев был германист).

Никогда не забуду его слова, что государствами должны править поэты, музыканты, писатели, как об этом мечтал друг Рихарда Вагнера Рихард Второй Баварский.

«Охота пуще неволи», — сказал мне мой сосед. В этот день, 12 июня 2017 года прокатилась волна народных протестов, которая продемонстрировала властям, что тема антикоррупционных задач, стоящих перед властью, остаётся приоритетной. Да, действительно, как говорит мой сосед по даче, народ всё видит и понимает, но терпелка у глубинного народа на исходе.

Власть по-прежнему исключает из повестки дня главный вопрос: вопрос самочувствия населения. Вопросы качества жизни, медицина, социальная сфера, долголетие тесно связаны с коррумпированностью чиновников, поэтому и волнуют людей.

Очень много стало праздников и с сединой на висках и со слезами на глазах. Но праздник — это же веселье и радость, это радужные надежды! Это нечто, что приносит положительные эмоции. Разве не к этому призваны власти народом?

12 июня 1991 года Борис Ельцин стал президентом РФСФР, поскольку выступал с антикоррупционными лозунгами и обещал заботиться о благополучии нации. То, как ему это удалось, он сформулировал в своём последнем послании перед передачей власти следующему по эстафете в декабре 1999 года: «Простите меня, если можете».

Сейчас мы понимаем, что не надо было прощать, а надо было с него спросить, прежде чем отпускать на покой. Борис Ельцин с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года был не директором ЖЭКа и даже не мэром Рыбинска, а президентом ядерной державы с населением 150 миллионов человек.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку