11 декабря 1956 года родился последний социалист-утопист от марксизма, помещик, дворянин-отщепенец из военных кругов, близкий друг народника Николая Тютчева (двоюродного племянника знаменитого поэта и дипломата) Георгий Валентинович Плеханов.
Раз уж так получилось, что мы живём в стране, которая кичится существованием в ней марксистской идеологии, мы не можем не вспомнить истоки — человека, создавшего «русский марксизм». Мы это делаем по двум причинам:
1) в доказательство того, что марксизм — весьма странная, но всё же наука,
2) чтобы разрушить миф, что большевики-марксисты.
В 1875 году Плеханов бросил военное и инженерное образование, чтобы посвятить себя революционной работе. Сначала он присоединился к новой бакунинской революционной организации «Земля и воля», где начал писать небольшие революционные агитки. Агитацию он решительно противопоставлял террору, и в 1879 году возглавил соответствующую фракцию народовольцев, погрузившихся в террористическую борьбу. В начале 1880 года Плеханов вместе с другими товарищами был отправлен за границу, чтобы избежать ареста, и пробыл в ссылке в Швейцарии, Франции и Великобритании тридцать семь лет, за время которых отказался от бакунинских идей и обратился в марксизм.
Мировая известность пришла к этому человеку после трёх его трудов, среди которых главный — «Социализм и политическая борьба» 1883 года, открывший дискуссию о возможности в России социалистического государства и совместимы ли рынок и социалистические отношения. Примерно в то же время Плехановым была организована «Группа освобождения труда», в основе которой лежало изучение марксистских идей.
Никогда не забуду, как советские и российские бонзы изучали наследие Маркса, и какое у них было отношение к экономической науке. Мой начальник — завкафедрой академик Руслан Хасбулатов, однажды вызвал меня после занятий и после продолжительных разборок задал мне неожиданный вопрос: «Профессор, а что это вы говорили на конференции по поводу того, что ещё Плеханов заикался о рынке в России?». Я ему на это ответил, что Плеханов не просто заикался о рынке, но утверждал, что при социализме рынок должен продолжать существовать, но в видоизмененном виде, потому что он — естественное состояние экономики, а ГУЛАГ — распределиловка, неестественное. Но он об этом даже не мог знать — это и в голову ему не могло прийти
Хасбулатов вскоре написал двухтомник «Закат рыночного фундаментализма», и на фронтисписе выразил мне благодарность за участие в написании книги.
Я был вынужден не отвлечённо и не на теорико-философском уровне заниматься изучением вопросов марксизма, и относился к этому не менее предметно и тщательно, чем академик Абрам Милейковский. Условия, в которых я рос, с раннего детства вынудили меня изучать жизнь через призму специфических общественных отношений, через отношения между классами.
Плеханов, хоть и признавал классовую борьбу как политическую, но говорил о том, что в России социализм пойдёт по пути общенародного преобразования, а не невозможного (отвлеченного) понятия о выдвижении вперёд некоей одной классовой силы.
В отличие главного его оппонента на определённом этапе — Желябова, Плеханов выдвигал идею, что народ неразделим, и движение к свободе и демократии не может носить классовый характер и служить основой для социально-классовой ненависти.
Плеханов — основатель нескольких крупных общественных организаций, резко прозвучавший в общественной жизни России пореформенной поры. Он стоял у основания первой радикально-марксистского кружка инакомыслящих по принципу Ордена меченосцев — «Группы освобождения труда», Ленин входил в эту группу на правах младшего партнёра, и приписанная ему впоследствии Сталиным роль ведущего в ней, несостоятельна.
История вокруг Второго Съезда ВКП(б), где была создана первая Социал-демократическая партия, до сих пор дискуссионна. Известно одно — Г. Плеханов никогда не был ленинцем, большевиком и всегда оставался главным соперником и антиподом Ленина практически по всем вопросам, включая такие фундаментальные, как рынок.
Что касается вооруженного восстания и революции, Ленин был прав, а Плеханов говорил, что революция возможна только тогда, когда её не ведёт один класс и тем более одна партия.
Фигура Плеханова, с одной стороны, в России ставится на пьедестал. С другой, как и всё в марксистской истории России, она подвергается клевете и оплёвыванию. Это делается в угоду лекала, созданного подручными Сталина ещё до 1929 года. Весьма неумело, грубо и искусственно. Должен признать, что произведения Плеханова содержат много справедливого и весьма полезного для общественной науки, такой бедной в России.
Почти 100 лет общественные науки в СССР практически не развивались, потому что мудрость «на каждый роток не накинешь платок» в России не работала. У нас как нигде на каждый роток и был накинут платок. Посмотрите, какими семимильными шагами развивались общественные науки даже в странах-сателлитах СССР (Польша, Венгрия…), и в каком загоне они находились в несчастной, высоко культурной, насыщенной научными кадрами и просвещёнными умами стране — России.
Лучше всех об этом писал Вяч. Иванов, который называл судьбу общественных наук в России «щелеведением» от слова «щель». Развитие их шло под колпаком у Мюллера, и было весьма дозированным. Ему давали ход только тогда, когда совсем не давать было нельзя, и каждый раз создавали условия интеллектуальной резервации. Могли дать пять лет тюрьмы за прочтение на иностранном языке произведение Генсека компартии Испании Сантьяго Карильо «Государство и еврокоммунизм», причём накануне падения Берлинской стены в конце 1980х.
Я сегодня выбирал тему скрепя сердце, ведь 11 декабря — и день рождения Плеханова, и день рождения Карлоса Горделя — основателя танго. В такой выдающейся стране, как Аргентина, в этот день празднуют национальный день танго. ООН же сегодня отмечает Международный день гор. А 2023 год объявлен этой уважаемой международной организацией годом горных экосистем. Я как горец (все мои предки по отцовской линии — горцы), однако, считаю, что надо возвысить свой голос в этот день в ознаменование проблемы исторической памяти, и отдать должное страстотерпцам, пусть и не единоверцам нашим, которые положили жизни на алтарь правды, справедливости и борьбы с ненавистью одних людей с другим.
Г.В. Плеханов был приглашен Лениным в страшное время в Ленинград, где царили холод, голод, отсутствие условий для человеческой жизни и люди с трудом выживали. Больной 62-летний старик приехал из благополучной Женевы, и хотел увидеть расцвет того рая, о котором мечтал и ради которого положил жизнь. В результате больной туберкулезом Плеханов фактически умер от холода, голода и отсутствия элементарной медпомощи, хотя успел доехать до российско-финской границы, где скончался во второразрядном санатории.
По рассказам современников, учитель Ленина умер в неотапливаемой квартире на Кронверкской набережной в Петербурге в своем кресле от отсутствия холода и еды. «Первый русский марксист» был не единственным, кто вкусил горьких хлеб большевизма. Приглашенный Лениным князь Кропоткин отказался от партийного полка и жил в доме князя Оболенского и за его счёт, который был открыт из уважения к патриарху инакомыслия в России.