День смерти П. Столыпина: судьба реформ в России

убийство Столыпина

18 сентября 1911 года с гибелью выдающегося русского реформатора П.А. Столыпина  закончилась эпоха надежды развития России по цивилизованному пути. Окончательно и бесповоротно. После убийства на глазах императора премьер-министра завершился этап мирного развития государства и открылась страница кровавой истории огромного цивилизованного пространства, населённого русским народом — носителем нескольких цивилизационных начал и обладающим высоким зарядом духовности и посылом на просветительскую миссию в мире.

Дмитрий Богров, 14 сентября дважды стрелявший (сначала в руку, затем — в печень) в Петра Аркадьевича, был двойным агентом, сдавшим немало своих. Он входил в боевую группу эсеров-радикалов и, движимый стремлением обелить себя перед сотоварищами (или идейные соображениями?), решился на теракт. Причём решение убить не царя, а Столыпина было принято им лично в последнюю минуту, когда Председатель Совета министров разговаривал с крупнейшим землевладельцем восточной Украины И. Потоцким и членами окружения императора.

В ходе следствия, а затем и в историографии тщательно изучались причины, побудившие молодого человека из образованной еврейской среды совершить «нечто экстравагантное». В том числе, раненный в тот же день скрипач Антон Берглер утверждал, что целью убийцы был именно он. Злодей выбрал для себя такой путь и понимал, что однажды кончит жизнь повешенным за совершенные злодеяния.

Речь сегодня не о нём, а о России, её народе и попытке изменить его жизнь к лучшему. Мне хотелось бы вкратце, но ёмко попытаться ответить на три вопроса:

1. Как могло быть, что такие продуманные, просчитанные и поддержанные императором реформы закончились подготовкой к революционному взрыву?

2. Как случилось, что недалёкий и психически неуравновешенный сексот положил конец не только реформам Столыпина в России, но и её цивилизованному пути развития? Это напоминает мне теракт младосербов, убивших в Сараево эрц-герцога Фердинанда, очень сходная ситуация.

3. Почему никогда после Столыпина: ни в эпоху Российской империи (до её конца было ещё 7 лет, ни в эпоху советской власти), ни в течение 30 лет квазидемократии и псевдокапитализма в России не было даже слабой, отдалённой попытки предложить государству и обществу взвешенные, продуманные приёмы, ресурсы и инструменты, замысел-идеологему всенародного процветания? Это третий вопрос, связанный с гибелью Столыпина в актуализированной повестке дня.

Фигура Столыпина — глубоко трагическая страница в истории новой России. Выдающийся мыслитель, экономист, государственный деятель пошёл на заклание, пережил 11 покушений, в ходе которых 2 его ребёнка (дочь Наталья и сын Аркадий) получили увечья. И всё это чтобы создать в стране процветающее общество.

Складывается впечатление, что в России нужно взойти на Голгофу даже не для того чтобы реализовать цель, но поставить вопрос о её реализации.

Столыпин был окружён экономистами и учёными: от специалистов по железнодорожному транспорту до экспертов по аграрным вопросам. Это были русские учёные и иностранные эксперты. В замысле, проекте Столыпина были задействованы до 110 человек только лишь из его ближайшего окружения.

«Не запугаете!», — громко крикнул Столыпин в сторону скамеек Государственной Думы, где сидели представители партий, открыто угрожавшие Петру Аркадьевичу.

Председатель Совета министров прослыл «Столыпиным-вешателем», к нему привязали ярлык «столыпинского галстука». Однако давайте быть честными до конца: репрессии Столыпина — это взвешенные, продуманные правовые акции, но одновременно это умеренный и дозированный ответ на акции оппонентов (если не сказать, войну, развязанную террористами, в рамках которой погибли 2 министра из кабинета Столыпина; один из них — Трепов, член царской семьи). Вспомните, что 30 человек были ранены только во время взрыва на Каменном острове на летней даче премьер-министра, охранявшейся одним (!) городовым.

Что касается «столыпинских галстуков», то о них хорошо известно из публикаций партий той поры, включая большевиков. Да, репрессии были. Но если их рассматривать непредвзято и объективно, то Вы будете поражены. Цифры незначительны по сравнению с террором 1920-1930х и даже 1950х годов.

Российский учёный Игорь Чубайс отмечает, что цифры политических репрессий и сведения об их масштабе не просто сокрыты от общественности, но засекречены.

Этому вопросу было посвящено исследование вслед за высказыванием В. Путина «Куда делись 500 миллионов жителей России». Вывод И. Чубайса ошеломляет: оказалось, что с момента гибели Столыпина происходили невероятные демографические обвалы, причиной которых становилось истребление властями своего собственного населения. С особой жестокостью и в извращенном виде: голодомор (учёный приводит три примера, не только голодающих Поволжья), несметные жертвы во всех войнах, заниженные официальной статистикой, отсутствие медицины, жилья и бытовых условий. До конца 1950х годов половина сельского населения огромной полузамерзающей страны жила в землянках и бараках.

Вопрос о том, куда девались 500 миллионов россиян, появление которых предрекал Столыпин через 20 лет после начала реформ, запланированных с 1906 года, интересен не только В. Путину, но и всему человечеству, включая издающих вопли и стоны россиян.

Реформы Столыпина не только не были удачными — они были провальными, но это не означает, что народ не хочет жить благополучно в процветающей экономике, дышать воздухом свободы и идти по цивилизационному пути. Пока страна напоминает Рим в эпоху вторжения племён вандалов Гейзериха в 455 году, призванных сторонниками жены убитого императора Валентиниана III Лицинией Евдоксией.

Поделиться с друзьями
Subscription