Практика получения разрешений на выезд из страны (проезжих грамот или выездных виз) распространена в мире. Она так или иначе существовала в Российской империи и в эпоху СССР. Свобода передвижения по миру, пришедшая в нашу жизнь в «лихие 1990е», по-видимому, сходит на нет: сенаторов и депутатов больше не велено свободно выпускать за границу.
В XVII веке выезжать было дорогим удовольствием, поэтому человек путешествовал только по делу, из нечистых бизнес-соображений или совершал побег. Несанкционированные отъезды сурово карались, и беглец наказывался крупным штрафом (международную торговлю контролировал царь). Поездка могла стоить нарушителю и жизни, если за ним водились большие грехи.
В XVIII веке Петр I изобрёл «пашпорта», которые при нём и его преемниках порой приходилось ждать слишком долго, и они стоили существенных средств.
В XIX веке, особенно после Великих реформ, были сделаны послабления. Но уехавшие за границу россияне частенько становились смутьянами, или как Герцен или Ленин, сознательно разжигали пламень революционной борьбы. Вопрос об их выдаче трудно решался — перебежчиков приходилось хитростью из-за границы забирать, направляя секретные миссии. Их капитал на западных счетах не контролировался государством и нередко «играл» против России.
В СССР снова произошло ужесточение режима «выездных виз». Но постепенно его научились обходить, покупая за 10 тысяч долларов (в среднем) дружественные югославские паспорта. Эти поездки во многом породили жажду перемен среди представителей номенклатуры.
В принципе, логика парламентариев сенатора В.С.Тимченко и депутатов О.В.Морозова, В.В.Пинского и В.И.Пискарева повторяет логику русской старины. Зачем народному избраннику в нынешней геополитической ситуации понадобилось без объяснений ехать, да ещё в какие-нибудь «недружественные страны»? Недвижимость за рубежом им давно уже запретили иметь.
Вопрос только в том, распространится ли затем ужесточение на другие категории граждан России.
Сенатор Тимченко возглавляет Комиссию СФ по мониторингу законодательства в сфере государственного контроля (надзора). Аргументы его команды, как ни странно, без единого воздержавшегося были приняты 410 депутатами Госдумы РФ.
Что будет, если всё же сенатор или парламентарий нарушит правила выезда? Он сразу будет вынужден сдать свой мандат. Сравнивая эту меру с предшественниками, можно сказать, что народний избранник отделается легким испугом.