Вчера на Всемирном экономическом форуме в Давосе (ВЭФ) Владимир Путин выступил с докладом, обрисовав сложившуюся в мире картину, из которой видно, что Россия во многом повторяет общемировые тренды. Диагноз поставлен, вопрос – почему доктор не лечит болезнь хотя бы у нас?
Путин заявил, что противоречия в современном мире продолжают накапливаться, «закручиваются, что называется, по спирали». В XX веке неспособность и неготовность решать подобные проблемы привели к Второй мировой войне.
«Конечно, сейчас такой глобальный «горячий» конфликт, надеюсь, в принципе невозможен. Очень на это надеюсь. Он означал бы конец цивилизации. Но, повторю, ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо. Если, конечно, ничего не предпринимать для того, чтобы это не случилось. Есть вероятность столкнуться с настоящим срывом в мировом развитии, чреватым борьбой всех против всех, с попытками разрешить назревшие противоречия через поиск «внутренних» и «внешних» врагов, с разрушением не только таких традиционных ценностей, как семья, но и базовых свобод, включая право выбора и неприкосновенность частной жизни. (…)
Наша общая ответственность сегодня заключается в том, чтобы избежать такой перспективы, похожей на мрачную антиутопию», – сказал Президент РФ.
Главная причина противоречий, считает он, лежит в социально-экономической плоскости:
Глядя на статистику, несмотря на кризисы 2008 и 2020 годов, последние сорок лет можно считать успешными для мировой экономики. За это время глобальный ВВП по паритету покупательской способности на душу населения удвоился, более миллиарда человек вышло из бедности.
Так? в Китае с 1990 года число людей с низкими доходами сократилось с 1.1 млрд. до 300 млн. В России, заявил президент, с 1999 года число бедных уменьшилось с 64 млн. до 5 млн.
Очень странные цифры – люди живут все хуже и хуже, а бедность уменьшается? Думаю, мало кто с такой низкой оценкой бедности у нас согласится.
«Кто получил основную выгоду? – спрашивает он, и отвечает – во многом выиграли развивающиеся страны, которые использовали растущий спрос на свои товары. Однако результатом такого встраивания в глобальную экономику стали не только рабочие места и экспортные поступления, но и социальные издержки. Включая существенный разрыв в доходах граждан».
Путин обращает внимание, что проблема расслоения в развитых странах оказалась ещё более глубокой. В США, по оценкам Всемирного банка, число людей с уровнем дохода менее $5.5 в сутки выросло с 3.6 млн. в 2000-м до 5.6 млн. в 2016-м. Аналогичная картина и в Европе.
Зато прибыли крупных транснациональных, прежде всего американских и европейских компаний, значительно выросли. «Кому достались доходы (…) – одному проценту населения».
«А что произошло в жизни остальных людей? – вопрошает он. – За последние 30 лет в ряде развитых стран доходы более половины граждан в реальном выражении стагнировали, не росли. А вот стоимость услуг образования, здравоохранения увеличилась втрое.
«То есть, миллионы людей даже в богатых странах перестали видеть перспективу прибавления своих доходов. (…) Накапливается и огромная масса людей, которые, по факту, оказываются невостребованными. Так, по оценкам Международной организации труда, в 2019 году 21% или 267 млн. молодых людей в мире нигде не учились и нигде не работали. И даже среди работающих 30% живут с доходом ниже $3.2 в сутки по паритету покупательной способности».
Согласитесь, как будто речь идет не о всем мире, а о России. Но в устах президента РФ это звучит как упрек западным правительствам, и как приговор нашим властям. Впрочем, кто-то найдет в этом извинение, мол везде так. Однако, по оценке Credit Suisse, в России в 2020 году 1% самых богатых владели 57% богатств, в Китае лишь 29%, что тоже нехорошо, но в два раза лучше.
Кто же виноват?
Во всем оказывается виноват ««Вашингтонский консенсус» с его неписанными правилами, когда приоритет отдаётся росту экономики на базе частного долга в условиях дерегулирования и низких налогов на богатых и корпорации». В прошлом году к этому прибавилась и пандемия…
Что делать?
Как говорит наш руководитель с почти 20-летним президентским стажем, стимулирование экономики традиционными инструментами за счёт наращивания частного кредитования стало по сути невозможным.
«Так называемое количественное смягчение, которое только повышает, раздувает «пузырь» стоимости финансовых активов ведёт к дальнейшему расслоению в обществе. А нарастающий разрыв между «реальной» и «виртуальной» экономикой представляет реальную угрозу и чреват серьёзными, непредсказуемыми потрясениями».
Основы четвертой промышленной революции, заложенные в последние 20 лет, базирующейся на автоматизации, порождают новые структурные перекосы, главным образом, на рынке труда. «Множество людей рискует остаться без работы. Причём зачастую это так называемый средний класс».
Рост экономических проблем и неравенства ведет к расколу общества, порождает социальную, расовую, национальную нетерпимость даже там, где о них давно забыли.
Обращает внимание Путин и на возросшую роль цифровых гигантов, которые «по отдельным направлениям де-факто конкурируют с государствами. Их аудитория исчисляется миллиардами пользователей, которые проводят в рамках этих экосистем значительную часть своей жизни».
«С точки зрения самих компаний их монопольное положение оптимально для организации технологических и бизнес-процессов. Может быть, это так, но у общества возникает вопрос: насколько такой монополизм соответствует именно общественным интересам?»
Какая отличная мысль! В России прямо бум на укрупнение бизнеса и организаций: банки ли, строительство ли, госкорпорации. Есть у нас свои Гуглы и Фейсбуки*. Да что говорить! Школы и детские сады «укрупняют». Но только это результат нашей государственной политики, а не Вашингтонского консенсуса.
И всё же, что делать?
Путин отвечает: «С учетом уже упомянутых ограничений макроэкономической политики дальнейшее развитие экономики будет в большей степени основано на бюджетных стимулах, а ключевую роль будут играть государственные бюджеты и центральные банки».
В России, говорит он, «приоритеты построены вокруг человека, его семьи, направлены на демографическое развитие и сбережение народа, на повышение благополучия людей, защиту их здоровья. Мы работаем над тем, чтобы создать условия для достойного и эффективного труда и успешного предпринимательства, обеспечить цифровую трансформацию как основу технологического уклада будущего всей страны, а не узкой группы компаний.
На этих задачах намерены концентрировать усилия государство, бизнес, гражданское общество, выстраивать стимулирующую бюджетную политику в предстоящие годы».
Комментарии, думаю, излишни.
* 21 марта 2022 года Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена. Facebook и Instagram, принадлежащие ей, также запрещены.