26 августа — знаменательный день в истории человечества. В этот день в 1789 году Национальное Собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, закрепляющую основные права людей в демократическом государстве, остававшимся монархией по своему устройству. Документ затем подписал и французский король Людовик XVI, она стала преамбулой к Конституции страны.
В этот день радости граждан не было предела, ведь произошло то, о чём Франция мечтала ещё со времён Людовика XIV — Короля-Солнце. Идеи Шарля Монтескье восторжествовали, и французы воочию убедились в том, что такие права действительно могут быть зафиксированы в Основном законе.
Декларация является одним из трех текстов, упомянутых в преамбуле Конституции Франции от 4 октября 1958 года и имеет юридическую силу в Республике до сих пор.
Почему этот документ сегодня так широко рекламируется и почитается всеми мировыми демократиями? Потому что то, о чём мечтали люди со времён Платона, Аристотеля, Перикла стало возможным, хоть пока и на бумаге, в реальности. Люди почувствовали — вот ещё один шаг, и наступит Свобода!
В Декларации всё чётко и обстоятельно прописано, что человеку полагается в обществе от государства, а что государству — от человека. Ни у кого со времён Декларации прав человека и гражданина не возникало и тени сомнения в том, к чему человеку в обществе надо стремиться.
Судьба этого документа многогранна и велика. Из страны в страну, с континента на континент, из эпохи в эпоху кочевали идеи и принципы, сформулированные в этом документе. Их глашатаями были крупнейшие мыслители, начиная от Алексиса де Токвиля и кончая генералом Лафайетом — французами, приехавшими в США в качестве представителей Бурбонов. Они создавали по крохам американскую демократию, внедряя основы и положения названной декларации, прежде всего равноправия всех перед законом.
Документ сильно повлиял и на умы в Россия. Первое, что принял победивший Февраль — это положения такой же Декларации, которую к тому моменту в России признавали все, от монархистов до масонов, большевиков, социал-демократов и анархо-синдикалистов. Полный текст должны были принять после обсуждения в российском национальном собрании — Учредительном собрании, деятельности которого воспрепятствовали большевики.
Тем не менее, от анархо-капиталистов до анархо-коммунистов, весь спектр политического бомонда, включая радикалов (Марию Спиридонову и Екатерину Брешко-Брешковскую), Александра Керенского, Владимира Ульянова и Михаила Родзянко — все говорили о её применимости в нашей стране. Поэтому и большевики, взявшие власть, 15 ноября 1917 года приняли подобие документа — «Декларацию прав народов России», где пообещали свободу самоопределения всем.
Полноценный документ под тем же названием — Декларация прав и свобод человека и гражданина, был принят Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Он действует до сих пор и за его исполнением следит Уполномоченный по правам человека Т.Н. Москалькова.
Декларация была принята и в Гоминьдановском Китае. Сунь Ятсен шёл под знаменами приведения в действия Декларации прав человека и гражданина.
И, наконец, Великая Хартия народов, принятая в 1947 году как основополагающий документ — итог создания ООН, вобрала в себя все соки, энергию и идейную основу французов конца XVIII века, где все стали равны перед законом и тремя главными словами были: «Свобода, равенство, братство».
История не имеет сослагательного наклонения — эта фраза уже навязла у всех на зубах. Но давайте представим себе, что этой декларации не было? Человечество приняло бы за основу общежития «Законы Хаммурапи». Но на то воля Всевышнего — документ состоялся, он был написан и принят Национальным Собранием Франции.
Благодаря именно наличию этой Декларации слабая, обессилевшая, плохо вооруженная, голодная французская армия шла победным маршем по европейским столицам, побеждая как вооруженная сила великой свободной и демократической Франции.
Монархии в ту пору воспринимались как закостенелые, замшелые, глубоко отсталые и регрессивные режимы, не могущие ничего противопоставить силе энергии народной воли. Дарование прав гражданам даёт им и в наши дни право на жизнь.
Со времён Декларации прав человека и гражданина в мире произошло много революций, и все они шли под знамёнами основополагающих принципов документа. Они побеждали не потому, что за ними шла многотысячная человеческая масса, а потому, что они все были вооружены самым сильным оружием на Земле — знаменем человеческой свободы и справедливости.
Известный латиноамериканский лидер неизменно повторял: «Только ради одного — борьбы за свои убеждения, можно отдать жизнь целиком. И сделать это можно только такой ценой».
Бернард Шоу говорил, что если кто-то или что-то имеет цену, то он уже продешевил. То, ради чего стоит бороться, не может иметь цены. Великий ирландец обладал не только острым умом и язвительным пером, но высшей степенью превосходства — способностью правильно формулировать идеи.
Сегодня как никогда мы должны чтить те жертвы, которые были отданы человечеством за принципы, которые провозглашались в далёкие августовские дни. Они не напрасны. У человечества уже нет пути назад, ко времени до Декларации прав человека и гражданина.