Во время пандемии как многие другие горожане, запертые в четырёх стенах, Жан-Гийом Олетт-Пеллетье решил прогуляться по району, чтобы проветриться. Путь молодого человека, египтолога по профессии, пролегал через площадь Согласия, в центре которой возвышается 3000-летний Луксорский обелиск, привезённый когда-то из Египта.
Разглядывая и читая иероглифы, преподаватель Сорбоннского университета заметил нечто необычное: его надписи, казалось несли послание в сторону портика Луксорского храма, перед которым когда-то стоял обелиск. В следующие несколько дней учёный возвращался к обелиску с биноклем и блокнотом в руках, методично записывая иероглифы. Он стал подозревать, что стела, воздвигнутая Рамзесом II, содержит секретные послания, однако, чтобы убедиться в этом, требовалось взглянуть на монолит из красного гранита с близкого расстояния.
Олетт-Пеллетье повезло. В преддверии летних Олимпийских игр 2024 года мэрия решила привести в порядок город и вокруг Луксорского обелиска появились строительные леса. Историк попросил у департамента культуры разрешение изучить древний артефакт, и тот согласился. За более чем столетие Жан-Гийом стал первым человеком, поднявшимся на 23-метровый обелиск.
В ходе изучения памятника египтолог обнаружил семь так называемых криптоиероглифов, о которых скоро выйдет публикация в ведущем журнале французской египтологии ENiM.
Впервые криптоиероглифы были обнаружены в 1950-х годах каноником Этьеном Дриотоном, представляют собой форму письма, включавшую головоломки и игру слов, например, изменение направления чтения, которую могла прочитать и понять только интеллектуальная элита Древнего Египта. Сегодня лишь горстка египтологов умеет читать криптоиероглифы, и Олетт-Пеллетье — один из этих немногих.

Найденные послания были призваны напомнить элите о том, что Рамзес был избран богами и, что его предки ведут своё происхождение от божеств Амона-Ра и Маат. Рамзес взошёл на трон относительно поздно, в возрасте 25 лет, после смерти своего отца Сети. Не будучи рождённым царём, Рамзес в начале своего правления использовал обелиск в качестве пропагандистского инструмента, чтобы подчеркнуть свою исключительность и божественную природу.
Каждый год на праздник Опет знатные люди прибывали в Луксорский храм на лодках. Торжество возвеличивало власть фараона и прославляло плодородие земли. Высоко на обращённой к Нилу стороне обелиска изображён Рамзес, совершающий подношение Амону. На голове у него корона, символизирующая союз Нижнего и Верхнего Египта. Эта корона отличается от тех, что изображены на его голове с других трёх сторон постамента.
Эту деталь могли видеть только те, что подъезжали к храму на лодках — привилегия, которой была удостоена только знать.
«С этого ракурса знать видела скрытое послание и понимала: «Фараон утверждает себя как воплощение бога, которого нельзя свергнуть с престола, — объясняет Олетт-Пеллетье. — Это была пропаганда, направленная на высокопоставленную интеллектуальную элиту».

Ещё одно зашифрованное послание помещено на стороне обелиска, обращённой к пустыне. Здесь корона Рамзеса украшена бычьими рогами, символизирующими божественную силу, что в сочетании со столом для подношений побуждает зрителя делать подношения богам, чтобы умилостивить их порой разрушительные проявления.
Этот обелиск был подарен Франции в 1830 году турецким правителем Египта Мохаммедом Али и после прибытия в Париж был установлен на площади Согласия в 1836 году.
«Наличие иероглифической криптографии позволяет нам по-новому интерпретировать тексты фараонов, — говорит Олетт-Пеллетье. — Это пример, доказывающий, что в египтологии ещё много интересного, ожидающего своего открытия».
