Министерство культуры и древностей Египта преуспело в своём стремлении привлечь внимание мировой общественности. Если гробницы фараонов уже известны всем, и мало что нового можно найти в древнем царском погребальном культе, то гробницы вельмож и военачальников — новая и привлекательная тема для знакомства.
Комплексы гробниц в Саккаре были основаны фараонами III, VI и XIII династий. «Связанный с Мемфисом, комплекс гробниц Саккара был королевским некрополем во времена первых династий, — уточняет Ола эль Агизи (Каирский университет). — Но затем ещё долгое время он продолжал использоваться в качестве места захоронения». Учёные обнаружили колодцы с рядами погребальных камер, некоторые из которых имеют глубину 30 метров.
Речь идёт о том, что вокруг пирамиды Джосера при XIX-XXX династиях устраивались могилы знаменитых современников Рамзеса II и их потомков, в частности, его военачальника Ивлхи (имя расшифровывается также как Эурхи, или Урхья). Этот бравый генерал служил сначала отцу Рамзеса II фараону Сети I, известному усмирением кочевых бедуинских племён шасу в Палестине и вытеснением хеттов из Сирии; затем он внёс свою лепту в триумф Рамзеса II Победителя выигранными сражениями в Сирии и Финикии.
«Могила (гробница-храм — прим. ред.) имеет значительные размеры, рядом с ней находятся несколько захоронений разных поколений членов семьи Ивлхи», — подчеркивает Ола эль Агизи. Семейный могильник был разграблен мародёрами, но нескольких обломков погребальной мебели достаточно, чтобы засвидетельствовать богатство этого обширного коллективного захоронения обширной семьи Ивлхи и его наследников.
У входа в погребальный комплекс египетской элиты — могила Птаха Мвиа, великого казначея Рамзеса II. Неподалеку, рядом с захоронением семьи Ивлхи, покоится бывший стратег Тутанхамона Хоремхеб, впоследствии ставший фараоном.
«Гробницы-храмы, возвышающиеся на высоте более метра, полихромны. На них изображены как сцены повседневной жизни, так и сцены из загробной жизни, — говорит археолог. — Так, на одной стене — похоронная процессия с носителями подношений, на другой — умерший при жизни вместе со своей женой. Все это изображено с востока на запад, прослеживая путь от жизни до смерти, в очень красивом стиле XVIII-XIX династий».
Ола эль Агизи объединяет эти композиции под единым названием «стиль святилищ новой империи».