Успешность развития любого общества, в том числе российского, определяется множеством факторов, один из которых – наличие институтов, способствующих развитию. С этой стороны на современную политическую систему предложил взглянуть декан факультета управления и политики МГИМО МИД России Генри Тигранович Сардарян во время прошедшего в марте 2018 года Столыпинского форума.
«Сегодня мы не можем придти к консенсусу, — отметил он, — почему в одних обществах такие институты присутствуют, а в других – нет». Вокруг проблемы сложились как либеральная школа, считающая некий эталонный институт развития необходимым для заимствования другими, и схожая с ней по принципам марксистская школа, так и цивилизационная, определяющая институт развития на основе религиозного и культурного наследия конкретной страны. Первая доминировала последние 25 лет и пришла к краху.
Профессор Сардарян обратил внимание на то, что настало время отказаться от навязывания чужеродных политических систем другим странам. «Также важно понимать, — говорит он, — что если Вы из другой среды привозите сотни тысяч мигрантов в собственную среду, то рано или поздно Ваша политическая система перестанет функционировать». Различие в западного и российского путях и подходах, по мнению эксперта, провело водораздел между РФ и Западным миром.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к Генри Тиграновичу с вопросом, каких институтов развития, по его мнению, сегодня не хватает в России? Но Генри Тигранович предложил посмотреть на проблему с другой стороны, он ответил:
«Для того чтобы сказать, что нам чего-то не хватает, надо исходить из того, что какие-то институты должны обязательно существовать, а это значит, что нам потребовалось бы исходить из такой либеральной концепции, что существует модель, к которой все должны стремиться.
Можно попытаться создать искусственно те структуры и общественные институты, которые существуют в мире, но толку от этого будет мало. Они должны опираться на те процессы и тот культурно-цивилизационный код, который присутствует у нас, у нашего народа.
В России есть институты, на которые нужно ориентироваться, просто их необходимо в большей мере использовать для того, чтобы у нашей страны было поступательное развитие.
Ведь у нас есть те институты, которых нет в других странах, и они зачастую позволяют России превозмогать те невероятные сложности, трудности, с которыми мы регулярно сталкиваемся. От них не нужно отказываться, просто нужно ориентироваться на то, какими мы являемся».
«Были ли вообще во всемирной истории успешные примеры заимствования странами институтов?», — спросили мы у Генри Тиграновича. Он сказал: «Заимствовать можно технологии, способы производства. Хороший пример связан с Петром Первым. Это можно делать абсолютно уверенно, но вот заимствовать институты…
Видите, мы отказались от самодержавия, для того чтобы перейти к якобы более демократичной коммунистической модели, и уже через 15-20 лет получили ту модель, которую знаем как советская. Затем мы отказались от коммунизма, чтобы у нас возникла либеральная демократия. Но мы всё равно тяготеем к тому, чтобы у нас была ответственная мощная власть в стране. Это для нас, мне кажется, наиболее комфортная среда существования, к которой тяготеет не отдельно взятая власть, а общество в целом».