Ожидается, что знаменитая скрипка «да Винчи, экс-Зайдель», созданная Антонио Страдивари, будет продана примерно за 20 млн. долларов. В преддверии торгов на аукционе Tarisio её продемонстрируют на закрытых показах в Лондоне, Берлине, Пекине, Шанхае, Гонконге и Нью-Йорке.
Очень вероятно, что эта скрипка Страдивари побьёт прежний рекорд продаж работ итальянского мастера. Одиннадцать лет назад Tarisio, специализирующийся на смычковых и струнных инструментах, продал один из редких инструментов за 16 млн долларов. В отличие от своего предшественника, «да Винчи, экс-Зайдель» предназначена не только для коллекционирования – на нёй также можно играть.
Необычное название скрипки относится как к ее фирменному звуку, так и к ее самому известному исполнителю.
Инструмент «обладает сочным, глубоким и мощным звучанием, и это то, что действительно увлекает вас», – говорит Карлос Томе, директор Tarisio.
«да Винчи» стало частью его прозвища с 1920-х годов. По словам Джейсона Прайса из Tarisio, один из аукционных домов, продававших скрипку в 1920-х годах, Caressa & Francais, «окрестил» скрипку именем художника. Это не единственный случай, когда владелец Альберт Каресса называл скрипку в честь художника эпохи Возрождения; других своих двоих Страдивари он прозвал «Тициан» и «Микеланджело».
Другая часть названия, «экс-Зайдель», относится к предыдущему владельцу инструмента, американскому виртуозу Тоше Зайделю из Одессы. Скрипка принадлежала музыканту около 40 лет. Первоначально Зейдель заплатил за скрипку 25’000 долларов, что сегодня эквивалентно более чем 400’000 долларов.
Когда Зайдель, известный как один из виртуозов 20-го века, приобрел скрипку в 1924 году, она появилась на первой странице «Нью-Йорк таймс». Отвечая на вопрос о скрипке, он сказал корреспонденту, что «…мы точно подходим друг другу, и я убежден, что это один из лучших образцов знаменитого скрипичного мастера».
Зайдель был прав – это одно из лучших творений Страдивари. «Да Винчи» более изысканная, чем другие скрипки того времени, так как пурфлинг, или декоративная окантовка, более узкая и компактная, пишет Прайс.
Вооруженный своим «да Винчи», музыкант оставил неизгладимый след в том, как американцы слышат скрипичную музыку. Он выступал с крупнейшими оркестрами и имел плодотворную карьеру звукорежиссера. У него было собственное радиошоу CBS Network, и в конце концов он переехал в Голливуд. Там он играл на скрипке в таких фильмах, как «Интермеццо» 1939 года, в котором скрипач Лесли Ховард влюбляется в Ингрид Бергман, свою аккомпаниаторшу, и «Мелодия для троих» 1941 года.
«То, что мы в значительной степени ассоциируем любовные сцены или изображения потерь в фильмах со звуком скрипки, во многом связано с Зайделем, – пишет Адам Бэр в The American Scholar. – Он заложил основу для того, чтобы американская элита прониклась любовью к скрипке».
Судьба Зайделя была многогранной. Он даже давал уроки игры на скрипке Альберту Эйнштейну в 1930-х годах и выступал с ним после того, как ученый эмигрировал в Соединенные Штаты в 1933 году. Взамен, пишет биограф Эйнштейна Уолтер Айзексон, физик объяснил Зайделю свою новую теорию относительности и «сделал ему несколько рисунков движущихся стержней, сокращающихся в длину», чтобы проиллюстрировать один из ключевых аспектов своей теории.
Знаменитый скрипач умер в 1962 году. Хотя он был одним из самых известных музыкантов своей эпохи, сегодня он почти забыт. Но музыкальное наследие Зайделя продолжает жить вместе с его прекрасной скрипкой.
«…Нам доставляет огромное удовольствие представлять этот инструмент, чей изысканный голос до сих пор звучит для нас во многих классических записях и партитурах к фильмам в исполнении несравненного Тоши Зайдель, – пишет Карлос Томе. – Мы можем только представлять, какой трепет этот инструмент вызывал у бесчисленных музыкантов и зрителей на протяжении веков».