В своём произведении Освальд Шпенглер высказывал не свои идеи: «Закат Европы» писала сама история. О них нужно помнить в тот день, когда в пригороде столицы Молдовы — историческом замке Мими близ Кишинева, проходит саммит Евросоюза как олицетворения высшего пика — расцвета Новой Европы, в которую стремится попасть ряд близлежащих стран.
2 июня знаменателен не только проведением саммита Европейского политического сообщества (ЕПС). В тот же день много столетий назад произошло выдающееся событие в Новой истории: 2 июня 455 года вандалы во главе с Гейзерихом, возможно, призванные вдовой убитого Валентиниана III, захватили Рим и грабили его 2 недели.
После этого Рим на какое-то время ещё устоял, но в 466 году глава отряда наёмников при римском престоле Одоакр взашей прогнал последнего императора Ромула Августа и дерзко направил символы императорской власти императору Византии Зенону, как бы говоря: возьми их, они мне больше не нужны — империи здесь больше нет.
Напомню, что расцвет Римской империи приходится на правление Траяна — одного из пяти лучших императоров династии Антонинов, после чего, согласно доктрине cursus honorum, началось падение империи.
Рим — образец цикличности империи, где есть зарождение, упадок и крах. На опыте именно Римской империи изучаются все истории государств и наднациональных образований, включая сегодняшние империи, такие как СССР, Соединенное королевство и другие.
Выдающееся произведение Гиббона «Крах Римской империи» — настольная книга всех диктаторов без исключения, включая Сталина. Это не только учебник для современных правителей, но прямое указание на то, что происходит с теми крупными государственными агломерациями, которые не слышат голос истории.
Уверен, что никто из нынешних правителей России не изучал творение Карла Брюллова «Нашествие Гензериха на Рим» (художник называл Гейзериха Гензерихом — прим. ред.). Раскрытие тайны падения Античности как цивилизации вдохновляло не только Шпеглера, но и русскую элиту начала XIX века, за век до него.
Да, действительно, Рим завоевывали неоднократно. Наиболее известный факт — захват его вестготами во главе с Аларихом в 410 году, когда Рим подвергся двухдневному разграблению. Гунны грабили Италию, но в 453 году внезапно умер их вождь Атилла и им пришлось остановиться у Равенны — тогдашней столицы Италии (Римской империи). Многократно так или иначе Рим был спасён.
Российские историографы, включая Е.В. Федорову, утверждают, что в конце концов Римская империя пала в результате милитаризма и рабства. Я помню, что в школе и ВУЗе нас учили по этим лекалам. Но пала империя не в результате милитаризма и не по причине рабства, а по причине того, что Генри Киссинджер назвал «потерей ориентиров» у власти страны.
Если досужий читатель поднимет историографию по Римской империи, то он увидит, что большая часть исследователей приписывает крах, а затем и падение Римской империи изменению климата. Якобы продолжительность недородов и неурожаев привела к изменению численности империи с 350 млн человек до 50, и по этой причине-де империя была вынуждена искать согласия с федератами (союзниками-легионерами из других племён — прим. ред.).
Вскоре последние вошли во власть. На последнем этапе жизни империи тот же Гейзерих был федератом и состоял на службе у Рима, поддерживая то одного, то другого претендента на престол, получив такую власть, что мог проводить своего ставленника на первые роли в римской иерархии единолично.
Побывав недавно (пару недель назад) в Риме, я обратил внимание на одно обстоятельство, поразившее меня в самое сердце. Выдающиеся материальные свидетельства великой римской цивилизации, архитектуры и монументальной структуры: Колизей, Капитолий, Колонна Марка Аврелия, Арка Траяна и сотни других, убедили меня, что ни в коем случае нельзя считать 2 июня водоразделом между Античностью и Средними веками.
Я — сторонник той точки зрения, что 476 год не может никак быть концом Античности и началом новой иной цивилизации по той причине, что никем и никогда не было доказано, что после великой Античности наступают «тёмные века».
Как объяснить, что вдруг после Колизея, колонны Марка Аврелия, где видна технология, которой даже не существует сегодня, вдруг по всей Европе, от Италии до Польши, появляются готические соборы и готические замки, отдельными исследователями присываемые закрытому обществу рыцарей-храмовников, которые бесследно исчезают при Франциске I после казни их магистра Жана де Моле?!
Я — не профессиональный историк, но я читал столько, сколько было возможно; во всех библиотеках, где я бывал. Ничто не пролило свет на тот факт, почему 8 веков цивилизация стояла стоймя и не дала миру ничего, кроме финансовых пирамид генуэзцев и 2-3 банкиров.
Можете ли вы себе представить, что человечество с момента зарождения 5 миллионов лет тому назад создало несколько великих культур, включая Рим, а после Рима лишь только в XIII-XIV веках вернулась к общецивилизационному строительству.
Освальд Шпенглер отделял культуру Античности от той, что была создана в Европе после неё. Но обе цивилизации роднит одно: деградация и неминуемый конец, следующий за высокими культурными достижениями. Русская цивилизация, по его мнению, стоит также особняком, и её будущее — это будущее азиатской культуры.
Многое в произведении Шпенглера верно. Европа сама виновата в своём «Закате», распространении безбожия и рационализма и покорении чужеземным народам. Она не всегда понимает последствия своих поступков, как например тогда, когда под гром аплодисментов на Западе не придала значения выступлению В. Путина в 2007 году.