Молодой режиссёр Театра Вахтангова Анатолий Шульев заинтересовался творчеством испанского писателя XVI-XVII веков Феликса Лопе де Вега, считающимся одним из самых плодовитых и ярких драматургов своей страны. Великий испанец был искателем приключений и во многом опережал своё время. Так, в одном из своих произведений 1613 года под названием «Дурочка» (буквально это переводится скорее как «девочка со странностями») он показал зарождающиеся тенденции, которые сегодня можно отнести к понятию феминизм.
Анатолий Шульев увидел в «Дурочке» непреходящий конфликт поколений и гимн молодости — то, о чём У. Черчилль однажды сказал: «В молодости все мы революционеры, но становясь зрелыми, мы превращаемся в консерваторов». И пригласил на главную роль Екатерину Крамзину — актрису, обладающую неистощимой энергией и задором.
Финея — девочка из богатой семьи, предстаёт перед нами настоящей дикаркой. По рождению и воспитанию принадлежа к высокому обществу, она каким-то удивительным образом сумела сохранить прямоту и искренность, которые в обществе выглядят как неотёсанность (если не сказать дурь). Но этот образ символизирует одну из главных добродетелей, которые воспевал в своём творчестве Лопе де Вега — жизнелюбие.
Екатерине Крамзиной удаётся постоянно держать зрителя в ожидании нового забавного трюка, и вместе с тем формировать блестящие, гармоничные дуэты с коллегами.
Финея противопоставляется своей сестре — Нисе, напыщенной образованной красавице, блистающей в свете (Ксения Кубасова). Совместная работа этих двух актрис превращается в демонстрацию свободомыслия молодых, но при сохранении ощущения, которое нам дарит портрет Золотого века испанской живописи.
Помните дам с воротниками типа вееров и широкими юбками на каркасах, которые сегодня кажутся такими неудобными? Несмотря на современный костюм с лёгкими мавританскими узорами, Ксения Кубасова дарит нам ощущение той эпохи, своим образом напоминая горделивых инфант в изображении Веласкеса. Она это делает исключительно пластическими методами!
Дуэты в «Дурочке» — основная единица сценического действия, на них строится не только раскрытие образов героев, но и развитие второй линии — противопоставления поколений.
Патриархальный уклад, носителями которого являются Октавьо и Мисено, реализует на сцене давно знакомый зрителю «спетый» дуэт Олега Форостенко и Рубена Симонова. Необычайная гармония и душевность этих людей — это тот милый, но устаревший мир, в который уже не стремятся попасть их дети.
Но не будем забывать, что на сцене всё же XVI век, и Лопе де Вега всегда приводит зрителя к мирному разрешению конфликтов. Не из назиданий родителей, но пройдя через испытание любовью девушки теряют свои бунтарские черты и вскоре (мы это предвидим) станут матерями семейства и верными женами.
А вот их женихи никак не могут сформировать дуэт, слишком различны их интересы. Лишь на миг Лисео (Александр Галочкин) достигнет соглашения с Лауренсио (Константин Белошапка) о распределении невест, и вскоре прагматичный подход сильного пола к созданию семьи приведёт их к соперничеству за лучшую партию…
В раскрытии мужских характеров Лопе де Вега, а за ним и Анатолий Шульев, касается ключевой темы своего литературного соперника — Сервантеса. Обедневшее испанское дворянство далеко не всегда может себе позволить выбор дамы по сердцу, и кошелек ему никогда лишним не будет. Но если Сервантес писал о том, что честь и шпага доминируют в сознании даже нищих идальго, то Лопе де Вега уже видит Дон Кихота и Дульсинею в перспективе будущих изменений.
Красивый поэт Лауренсио, каким показал его Константин Белошапка, ещё способен прельщать словами дам, но уже трусоват перед равным соперником. Даже искусный выход из трудного положения, который с такой лёгкостью находили испанские дворяне и сам Лопе де Вега, за жениха приходится искать даме сердца. Что было бы с ним, не встреть он на своём пути такую умную дурочку? Глупую для других, но умную для себя…
Всю эту почти весёлую историю с хорошим концом, в которой нисколько не нашла отражение бушевавшая Инквизиция, актёры исполнили в молодой и современной манере. Если бы не был сохранён литературный текст и мы не знали, что автор пьесы — старый испанский автор, мы бы и не поняли, что прекрасная литературная основа относится к давно минувшим дням.
Но драматургу повезло, что ему довелось реализовать свои смелые идеи и уцелеть. Однако вскоре после смерти Лопе де Вега начинаются гонения на культуру — Театр Лопе де Вега в Севилье был закрыт, а его произведения на долгие годы перестали ставиться на сценах, где воцарился классицизм.
А затем снова пришло время творческой свободы и на забытые тексты великого драматурга стали ставиться фильмы и многочисленные спектакли, как видим, актуальные и поныне.