Феминизм эпохи инквизиции оказался актуальным для театра

Феминизм эпохи инквизиции оказался актуальным для театра

Молодой режиссёр Театра Вахтангова Анатолий Шульев заинтересовался творчеством испанского писателя XVI-XVII веков Феликса Лопе де Вега, считающимся одним из самых плодовитых и ярких драматургов своей страны. Великий испанец был искателем приключений и во многом опережал своё время. Так, в одном из своих произведений 1613 года под названием «Дурочка» (буквально это переводится скорее как «девочка со странностями») он показал зарождающиеся тенденции, которые сегодня можно отнести к понятию феминизм.

Анатолий Шульев увидел в «Дурочке» непреходящий конфликт поколений и гимн молодости — то, о чём У. Черчилль однажды сказал: «В молодости все мы революционеры, но становясь зрелыми, мы превращаемся в консерваторов». И пригласил на главную роль Екатерину Крамзину — актрису, обладающую неистощимой энергией и задором.

Финея — девочка из богатой семьи, предстаёт перед нами настоящей дикаркой. По рождению и воспитанию принадлежа к высокому обществу, она каким-то удивительным образом сумела сохранить прямоту и искренность, которые в обществе выглядят как неотёсанность (если не сказать дурь). Но этот образ символизирует одну из главных добродетелей, которые воспевал в своём творчестве Лопе де Вега — жизнелюбие.

Екатерине Крамзиной удаётся постоянно держать зрителя в ожидании нового забавного трюка, и вместе с тем формировать блестящие, гармоничные дуэты с коллегами.

Екатерина Крамзина (Финея) и Евгений Пилюгин (учитель грамоты)
Екатерина Крамзина (Финея) и Евгений Пилюгин (учитель грамоты)

Финея противопоставляется своей сестре — Нисе, напыщенной образованной красавице, блистающей в свете (Ксения Кубасова). Совместная работа этих двух актрис превращается в демонстрацию свободомыслия молодых, но при сохранении ощущения, которое нам дарит портрет Золотого века испанской живописи.

Помните дам с воротниками типа вееров и широкими юбками на каркасах, которые сегодня кажутся такими неудобными? Несмотря на современный костюм с лёгкими мавританскими узорами, Ксения Кубасова дарит нам ощущение той эпохи, своим образом напоминая горделивых инфант в изображении Веласкеса. Она это делает исключительно пластическими методами!

Дуэты в «Дурочке» — основная единица сценического действия, на них строится не только раскрытие образов героев, но и развитие второй линии — противопоставления поколений.

Ксения Кубасова (Ниса) и Ольга Боровская (Селья, служанка Нисы)
Ксения Кубасова (Ниса) и Ольга Боровская (Селья, служанка Нисы)

Патриархальный уклад, носителями которого являются Октавьо и Мисено, реализует на сцене давно знакомый зрителю «спетый» дуэт Олега Форостенко и Рубена Симонова. Необычайная гармония и душевность этих людей — это тот милый, но устаревший мир, в который уже не стремятся попасть их дети.

Но не будем забывать, что на сцене всё же XVI век, и Лопе де Вега всегда приводит зрителя к мирному разрешению конфликтов. Не из назиданий родителей, но пройдя через испытание любовью девушки теряют свои бунтарские черты и вскоре (мы это предвидим) станут матерями семейства и верными женами.

Рубен Симонов (Мисено) и Олег Форостенко (Октавьо)
Рубен Симонов (Мисено) и Олег Форостенко (Октавьо)

А вот их женихи никак не могут сформировать дуэт, слишком различны их интересы. Лишь на миг Лисео (Александр Галочкин) достигнет соглашения с Лауренсио (Константин Белошапка) о распределении невест, и вскоре прагматичный подход сильного пола к созданию семьи приведёт их к соперничеству за лучшую партию…

В раскрытии мужских характеров Лопе де Вега, а за ним и Анатолий Шульев, касается ключевой темы своего литературного соперника — Сервантеса. Обедневшее испанское дворянство далеко не всегда может себе позволить выбор дамы по сердцу, и кошелек ему никогда лишним не будет. Но если Сервантес писал о том, что честь и шпага доминируют в сознании даже нищих идальго, то Лопе де Вега уже видит Дон Кихота и Дульсинею в перспективе будущих изменений.

Константин Белошапка (Лауренсьо)
Константин Белошапка (Лауренсьо)

Красивый поэт Лауренсио, каким показал его Константин Белошапка, ещё способен прельщать словами дам, но уже трусоват перед равным соперником. Даже искусный выход из трудного положения, который с такой лёгкостью находили испанские дворяне и сам Лопе де Вега, за жениха приходится искать даме сердца. Что было бы с ним, не встреть он на своём пути такую умную дурочку? Глупую для других, но умную для себя…

Всю эту почти весёлую историю с хорошим концом, в которой нисколько не нашла отражение бушевавшая Инквизиция, актёры исполнили в молодой и современной манере. Если бы не был сохранён литературный текст и мы не знали, что автор пьесы — старый испанский автор, мы бы и не поняли, что прекрасная литературная основа относится к давно минувшим дням.

Александр Галочкин (Лисео) и Ксения Кубасова (Ниса)
Александр Галочкин (Лисео) и Ксения Кубасова (Ниса)

Но драматургу повезло, что ему довелось реализовать свои смелые идеи и уцелеть. Однако вскоре после смерти Лопе де Вега начинаются гонения на культуру — Театр Лопе де Вега в Севилье был закрыт, а его произведения на долгие годы перестали ставиться на сценах, где воцарился классицизм.

А затем снова пришло время творческой свободы и на забытые тексты великого драматурга стали ставиться фильмы и многочисленные спектакли, как видим, актуальные и поныне.

Екатерина Крамзина (Финея) и Евгения Ивашова (Клара, служанка Финеи)
Екатерина Крамзина (Финея) и Евгения Ивашова (Клара, служанка Финеи)
Олег Форостенко (Октавьо)
Олег Форостенко (Октавьо)
Александр Галочкин (Лисео)
Александр Галочкин (Лисео)
Денис Самойлов (Турин, слуга Лисео) и Ольга Боровская (Селья, служанка Нисы)
Денис Самойлов (Турин, слуга Лисео) и Ольга Боровская (Селья, служанка Нисы)
Екатерина Крамзина (Финея) и Константин Белошапка (Лауренсьо)
Екатерина Крамзина (Финея) и Константин Белошапка (Лауренсьо)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку