Первое наглядное свидетельство периода правления династии меровингов было обнаружено во Франции, на границе со Швейцарией. Оно относится ко времени подчинения бургундов франкам. Находка позволит историкам проследить, какова была стратегия франков-завоевателей во Франции и как они выстраивали здесь свой быт.
Французский Национальный институт превентивных археологических исследований (Inrap) сообщил об открытии уникальной меровингской деревни, просуществовавшей около 200 лет, с энтузиазмом. Раскопки в Понтарлье под эгидой этого ведомства велись более года и уже в первом приближении показали структуру поселения VII века, от деревянных строений которого, увы, сохранились только фундаменты.
Но в то время поселок Понтарлье был стратегическим местом для связи юга с севером Европы. «Это был путь, который нужно было контролировать и делать это любой ценой», — говорит Мишель Газенбек, руководитель археологических исследований Inrap.
Меровинги — династия, правившая большой частью нынешних Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии и Нидерландов с V века до середины VIII века. Их правление ознаменовало собой распространение сильной христианской культуры в кругу аристократии; оно было отмечено постепенным укреплением роли церкви на подвластной Меровингам территории и экономическим подъемом, наступившим после распада Римской Империи.
Поселения Раннего Средневековья, аналогичные Понтарлье, известны в немецкой части Швейцарии и в Баварии. Первая обнаруженная французская деревня эпохи Меровингов сразу вызвала аналогии с ними. Она была исключительно франкской, бургунды тем временем вплоть до VII века имели возможность жить по своим обычаям и законам.
Нынешние раскопки подтвердили сведения, которыми владели историки, но расширили понимание жизни того времени. Так, поселение включало в себя рассредоточенный некрополь с 74 могилами франков и очень редкую деревянную церковь с базиликальным планом. Остальные 10 строений были крупными (площадью 200-300 м2 каждое), и представляли собой жилые и хозяйственные постройки одновременно; здесь были и помещения для жизни людей, и загоны для скота.
В поселении вокруг домов располагались амбары для хранения продуктов и мясная лавка площадью 600 м2, где были найдены кости волов и лошадей — основы животноводства франков.
«Предметы, присутствующие в могилах — мечи, шпоры, драгоценности — показывают, что люди, населявшие эту деревню, имели определенный социальный статус», — подчеркивает Мишель Газенбек.
Поселение франков состояло из семей высших чинов и свиты, которые своим присутствием были призваны закрепить господство завоевателей на этой территории.