Три темы в наибольшей степени интересуют читателей: деньги, здоровье и война. Этим трём темам, по данным исследования Левада-центра (признан иноагентом в РФ), уделяется 70% внимания читателей. Сегодня мы пойдём по пути рассмотрения самого, как выяснилось, главного вопроса — о деньгах, или о судьбе 23 триллионов рублей, выделенных президентской администрацией на реализацию 12 нацпроектов.
Сразу хочу сказать, что и деньги не выделены, и нацпроектов как таковых тоже нет. Об этом свидетельствует руководитель ФАС Игорь Артемьев в целом ряде интервью за последнее время. Например, в Ведомостях.
О чём идёт речь. Речь идёт о том, по какому пути всё же идёт страна в своём экономическом развитии. Если это государственный монополистический капитализм — это одна история. Если это социальная экономика с системой справедливого социального распределения благ через централизованное управление (неважно какое) — это другая система.
Я солидарен с князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским, который в своей книге «Рюрикович в XXI веке» высказывается приблизительно в следующем духе: «Ради Бога, извините, ну уж кто-кто, а я-то точно могу комментировать и иметь своё собственное мнение о путях и целях развития России. Это уж точно моя страна, хотя бы по факту того, что я — Рюрикович, что означает ни много ни мало как персональное отождествление себя с судьбой страны». С этим трудно спорить, сказал я ему, я ведь тоже по матери Гедиминович, как, впрочем, Гедиминовичами являются и Голицыны, и Трубецкие, Оболенские и вообще, добрая половина русского столбового дворянства.
Но ведь дело-же не в этом. Многие из них даже не являются гражданами России, но от этого не уменьшается значение их мнения и их веса относительно судеб, состояния и перспективы страны.
Можно и не быть гражданином РФ, но определять и иметь даже определяющий вес в момент выбора путей исторического развития страны. Так было неоднократно в истории, в том числе в истории России. Люди, находящиеся за рубежом, влияли на судьбу страны. Возьмите пример Андрея Курбского, других изгнанников как из числа династии, так и других страт и слоёв населения.
Так было и в судьбе России, так было и в судьбе многих стран.
Можно ли считать гражданство или подданство главным, основным критерием, определяющим сам факт влияния на судьбу той или иной страны.
Думаю, нельзя. Или, по крайней мере, более весомым является факт личного вклада и вклада предков той или иной личности на историческую судьбу страны. Причём интересно то, что под исторической судьбой страны я понимаю не примитивный политический процесс (цепь политических событий), а личный вклад людей той или иной семьи во всей совокупности сфер общественно жизни, от науки до экономики, от культуры до политики.
И в этом смысле такие люди, как князь Лобанов-Ростовский и иже с ним должны, могут и, по совести говоря, обязаны быть услышаны в тех очень немногих центрах принятия решения, остающихся всё ещё островками демократического обсуждения и осмысления идей в России.
Поэтому я считаю необходимым и самому высказаться по очень важному, я бы сказал радикально важному вопросу, который, как мне кажется, совершенно справедливо ставит сегодня несчастный, загнанный в угол, лишенный права голоса и почти слепоглухонемой ФАС.
Для чего существует ФАС? Она существует для того чтобы размонополизировать самую монополизированную из существующих в мире государственно-монополистических, капиталистических, замкнутых систем.
Обратите внимание, что Игорь Артемьев — наш камикадзе — каждый день теребит за бороду старика Хоттабыча или Черномора, но кого-то теребит в безуспешных, тщетных попытках достучаться до власть предержащих с тем, чтобы хоть как-то повлиять на неповоротливую замшелую госмонополистическую систему распределения финансово-материальных ресурсов…
Нельзя не согласиться с этим «плачем Ярославны», который уже раздаётся не первый год — существующая госмонополистическая капиталистическая система в России не позволяет в свободной конкурентной среде не только реализовать совершенно справедливые, продуманные и осознанные стратегические направления развития современной экономики, но и всего-навсего приводят к стагнации экономики, а в лучшем случае — к слабому её оживлению, как только начались повышательные тенденции на международном рынке сырья.
Министерство экономики в этом году опубликовало материалы, по которым в 2019 году планируется рост ВВП России 0.8%. Само же Минэкономики при этом говорит о том, что менее 1% — это никакой не рост; ростом можно считать лишь то, что выше 1%. Поэтому можно свободно констатировать, что роста российской экономики как такового не ожидается.
А теперь представьте себе, что роста не ожидается, а три четверти совокупного ВВП страны может быть распылено неадекватным образом, того эффекта, которого ожидают к 2030 году (выход ВВП на рост +6% в год), не будет.
И что же получится? Самая крупная (по совокупным разведанным природно-минеральным ресурсам и интеллектуальным ресурсам) страна, не говоря о том, что это самая огромная часть суши на Земле, превратится в непонятно что, что-то наподобие Китая времён Пу И (когда из страны всё, что только было возможно вывезти, вывозили за просто так все, кому не лень).
Конечно, учитывая нынешнее международно-политическое и военно-политическое противостояние, трудно сравнить его с колониальным положением Китая времён Пу И, но, тем не менее, трудно будет сопротивляться экономическим силам, от которых будет зависеть по сути дела завтрашний день мировой экономики.
В недрах транснациональных корпораций и финансируемых ими think tanks рисуются планы о распределении богатств, находящихся на территории России, исходя из тезиса о том, что пора выскочкам из эпохи пенообразования времён конца 1980-х — начала 1990-х годов поделиться с умными и правильными (с точки зрения понимания современных форм так называемого цивилизованного капитализма) джентельменами с Уолл-Стрита.
Не хочется говорить на эту тему, тем более в праздничные дни, в преддверии отмечаемого всеми здравомыслящими людьми планеты светлого праздника года — 9 мая. Я знаю, что это за праздник, и как он дался людям. Мне об этом рассказывал мой отец — участник Великой Отечественной войны, который ещё будучи ребёнком испытал на себе все тяготы той поры.
Вместе с тем, даже в эти дни нельзя забывать о том, что надо жить и нам, и надо взрыхлить почву для богатого урожая, который мы должны оставить нашим потомкам. Если мы не будем думать о том, какую страну мы им оставляем, опять будет разговор о том, сказала-мазала, виноват такой-то, сякой-то. А дети — они же дети — будут говорить в лицо: «А что же ваше поколение молчало? Когда американцы вошли в Японию и она капитулировала, японский ареопаг сказал американским представителям: если вы тронете хотя бы пальцем императора, на площади перед императорским дворцом в чёрных кимоно с красными поясами сядут на корточки представители 100 тысяч самурайских родов и сделают себе публичное харакири». Американцы отступили. Так не поступили дворяне в России, а могли бы. Так не поступаем мы — люди чести и совести — сегодня. И нам трудно кивать на тех, от которых зависит принятие того или иного решения. Ведь им же по сути дела всё равно — они это делают сообразно со своими взглядами и принципами, и убеждены, что всё делают правильно. Они обеспечивают развитие такой формы госкапиталистического капитализма, которую критикует даже руководитель ФАС Игорь Артемьев — чиновник государственного ведомства, путь и призванного «искать блох на лысой голове».