30 декабря 1824 года родился удивительный деятель русской культуры, ведущий своё происхождение от княжеского рода Рюриковичей (от ростовского князя Ивана Александровича Лобана) – князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский.
Как государственный человек высшего ранга, он представлял Россию в качестве Посла в Турции, Австро-Венгрии, Великобритании, Франции и Германии, а также в течение восемнадцати месяцев был Министром иностранных дел России. В числе дипломатических достижений Лобанова-Ростовского — подписание договора с китайцами о строительстве железной дороги (КВЖД) и Константинопольский мир 1879 года с Османской империей, закрепивший расшатанные западными державами достижения Сан-Стефанского мирного договора… Но кто сегодня помнит об этом, кроме специалистов-историков? В памяти благодарных потомков Алексей Борисович остался ценителем антикварной книги, букинистом, библиофилом и исследователем дворянских родов – генеалогом.
Антикварные книги (пришло к нам из лат. Antiquare — старинные)– это книги, выпущенные в стародавние времена. Но ведь есть ещё букинистические (от фр. Bouquiniste – продавец старых книг) – и в чем разница? Во времена В.И. Даля второй термин имел негативное значение: торгаш старыми книгами, хламовщик. «Эти книгари через прислугу воруют книги», — приводит в своём словаре знаменитый лексикограф.
Библиотека А.Л. Лобанова-Ростовского, переданная после его смерти в 1896 году в Зимний дворец, составляла почти 8’500 томов периода XVIII-XIX веков. Их купил царь Николай II. Это рукописи, письма, воспоминания, исторические книги по России и Франции, произведения философов, исследования по медицине и земледелию.
В 1878-1879 годах в «Русской старине» увидел свет бестселлер князя Лобанова-Ростовского – «Русская Родословная книга». Она обобщила собранный и исследованный коллекционером исторический материал: наименования родов, история их появления в России, брачные связи и деяния его представителей. В 1895 году вышло второе, дополненное издание. Князь был не просто убеждён в пользе своего труда для истории, но и пытался исправить историческую неточность – родственные узы, по его мнению, недооценивались учёными. С той же целью генеалог предложил создать «Русское генеалогическое общество».
Кроме генеалогии, князь занимался перепиской двух крупных екатерининских вельмож – князя А.А. Безбородко и графа Н.И. Панина, правивших европейской политикой в те годы, в частности, они имели разные взгляды на раздел Польши (второй не хотел ни с кем её делить). Также Лобанов-Ростовский составил биографию сына Екатерины – Павла I. Имея обширные материалы по истории Французской революции, князь опубликовал работы о её изгнанниках (Histoire des emigres), хлынувших в Россию, и исследование о мемуарах маркиза Франсуа Водрейе (Memoires du marguis de Vaudreuil). Последний, аристократ и меценат, был близок ко двору казненных французских императоров, после взятия Бастилии сбежал и принял активное участие в реставрации монархии во Франции. Кстати, имел в России внебрачную дочь, оставшуюся здесь.
Исследовательские заслуги А.Б. Лобанова-Ростовского были признаны при жизни, он стал почётным членом Академии наук и Совета библиотек.
В книгах и генеалогии, а ещё в его собраниях картин и нумизматики, Алексей Борисович растворился весь. Он никогда не был женат, и не имел детей.