350 лет назад в России судостроение стало промышленным – это событие дало повод Российскому Историческому Обществу совместно с Минпромторгом открыть выставку, посвящённую истории отечественного судоходства. Выставка станет первой в ряду задуманных правительством экспозиций об истории и становлении отраслей российской промышленности.
На открытии выставки состоялся круглый стол под председательством С.Е. Нарышкина, председателя Российского исторического общества и директора Службы внешней разведки Российской Федерации, в котором приняли участие Министр Промышленности и Торговли России Д.В. Мантуров, директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, директор Государственной Публичной Исторической Библиотеки М.Д. Афанасьев и другие.
Помимо образовательных, у власти есть практические цели: поднять отрасль, которая ранее входила в глобальную десятку по гражданскому судостроению, а после развала СССР потеряла десятикратно. С.Е. Нарышкин выразил надежду, что гордость за историю судостроения станет драйвером развития отрасли. Д.В. Мантуров, министерство которого готовит масштабную программу реорганизации судостроения до 2030 года, внедряет «новые подходы с опорой на традицию». По словам министра: «Государство, как и 350 лет назад, будет ключевым куратором и организатором отрасли», которую на сегодняшний день образуют 182 предприятия и смежные производства.
Что касается собственно истории, отсчёт судостроительного производства ведётся от указа царя Алексея Михайловича построить в Подмосковье (с. Дединово) фрегат «Орёл», что и было исполнено под руководством голландских мастеров русскими плотниками в 1667-1669 гг. Прообразом русского фрегата послужило голландское судно типа «пинас» с экипажем 56 человек. Через всю историю страны проходит служба «Орлов» на страже Отечества, и поныне макет «Орла» украшает шпиль петербургского Адмиралтейства, заложенного в 1704 году. Со фрегатом «Орёл» связаны первый флаг и герб России, поскольку до того русские суда плавали безымянными и без флага.
Но традиции мореплавания в России, как рассказал Ю.А. Петров, берут начало в древности. На вооружении наших предков были киевские ладьи, которые плавали в Византию, новгородские ушкуи, которые осваивали Северо-Восточные рубежи страны, и поморские кочи, преодолевавшие штормы и разбивавшие льдины. Жители же села Дединово издревле славились умением строить другие плавсредства – челны и струги, благодаря чему им была доверена честь строить «Орла».
Пётр I в 1690 году впервые посетил Архангельск и увидел море; так возникла мечта царя о флоте. В 1692 году царь создал Потешную флотилию в селе Веськово, от которой до наших дней сохранился ботик «Фортуна» (экспонат музея-усадьбы «Ботик»). В 1693 году в Архангельске была построена верфь, где изготовили первый русский военный корабль «Апостол Павел».
Строительство Балтийского флота связано с Северной войной Петра I (1700-1721), тогда возникло несколько десятков парусных кораблей. При Николае I, а особенно при Александрах II и III флот России приобретает мощь, и к концу XIX века становится третьим в мире, уступая лишь «владычице морей» Англии и Франции.
На выставке представлены также прекрасные книги, посвящённые истории судостроения, мореходства и путешествий. Они приехали из Государственной Исторической Библиотеки. Среди них выделяется книга-собрание статей из коллекции М.Д. Хмырова – отставного морского офицера, отдавшего себя собиранию статей по истории России в целом и флота в частности, составивших 6 томов большой исторической ценности.
На круглом столе возникла инициатива А.Л. Рахманова (президент АО «Объединенная судостроительная корпорация») установить 29 июня в качестве федерального праздника Дня судостроителя, поскольку именно в этот день был подписан упомянутый приказ царя Алексея Михайловича о строительстве фрегата «Орёл». С.Е. Нарышкин полностью поддержал инициативу.
Источники: Российское Историческое Общество, Государственная Историческая Библиотека