Никита Сергеевич Хрущёв обещал построить в СССР коммунизм в 1980-м году. Дело не в том, что я ностальгирую по тому, что не было сделано и не могло быть сделано в принципе (по понятным причинам), а в том, что зачастую из-за безответственности крупных политических деятелей (а тем паче идеологов) страдают целые крупные мыслительные течения, которые по этой причине уходят на второй план. Но, конечно же, не исчезают.
Идея прогресса — извечная мечта человека о построении общества благоденствия — уходит корнями глубоко в историю христианства. Ведь по сути дела любая мечта людей, тем более коллективная, связана не только с условиями создания основы для собственного счастья, но эта мечта была нацелена на благосостояние и благополучие на Земле, для всего сообщества людей.
Одна из концепций (далеко не контрпродуктивная) — идея о построении социализма в отдельно взятой стране. Она действительно зиждилась на базе концепции научного социализма, и была достаточно взвешенной и продуманной. Но, как всегда, выстраданную и выношенную в муках научную концепцию извратили и затем разрушили «люди из штабов». Ничего плохого не могло бы быть, если бы на базе христианского вероучения было построено процветающее классовое общество. К чему всё и шло… А в результате, хоть и не к 1980-му году, а лет 15 спустя, в России получилось коммунистическое общество, но для 200 семей. И это в самой богатой стране мира!
Замечу для несведущих, что таких стран как Россия (с полной таблицей Менделеева, да ещё расположенных на одной шестой части суши) на планете больше нет. Остальные пять крупнейших стран — Индия, Китай, Канада, Австралия, США — уступают России по всем параметрам, за исключением, пожалуй, демографического.
Не могу и не хочу прослыть ностальгиком. Наоборот, я верил и верю в свою светлую звезду — в общество всеобщего благоденствия. Оно как раз будет построено на Земле. Конечно же, по той или иной концепции, но будет построено. Все великие умы человечества, включая Стивена Хокинга (см. 8 идей этого учёного физика-теоретика, которые пусть не быстро, но сбываются), верили в это.
Но ведь речь идёт не об этом, а о том, что общество, каким бы оно ни было, пусть даже фрустрированное (которое водили за нос или по египетским пустыням — назовите как хотите) жить в духовном вакууме не может. Человек этим и отличается от животного. Он должен кого-то любить и во что-то верить. Люди всегда верили в одно: в свет, добро, разум и то единственное, что заповедовал Господь (всё остальное он предлагает на выбор, а здесь прямо указывает) — быть счастливым.
Общество несомненно переживает глубокий духовный кризис, который смачно сдабривается отсутствием каких-либо стратегических целей в экономической сфере, и, самое главное, налицо отсутствие драйва — энергетического заряда, способного энергетически зарядить население на саморазвитие и на творческий креативный энтузиазм. Видимо, поезд ушёл.
Мой товарищ по ИМЭМО — известный востоковед Александр Умнов — первый, который написал статью в «Мировую экономику и международные отношения» о тупиковости намерений вхождения СССР в Афганистан, предвидя тяжелые последствия этого шага для страны, обладал чувством юмора, которое многие не понимали и называли чёрным. На самом деле, он был даже очень светлым, и, я бы сказал, ярким по сравнению с тем, о чём он пытался шутить, будучи человеком очень глубоким и безусловно обладавшим даром предвидения.
Например, он говорил, что мир движим жадностью, ненавистью и завистью. И в самом деле, если посмотреть на мир широко и объективно, то он вовсе не такой уж благополучный и процветающий, как это иногда преподносится с экранов ряда телеканалов и со страниц бравурных и гламурных СМИ.
Основа основ любого процветания — экономика. В своей первой речи в парламенте относительно процветания своей страны — Англии — ученый-экономист Милль говорил, что если не заниматься ежедневно обустройством национальной экономики, то она очень быстро перестаёт давать нужные результаты.
Итак, экономика превыше всего. Она не может существовать вне времени и пространства. Для этого нужны необходимые международно-экономические условия, а они, как известно, всегда неподходящие. Нужно решать внешнеэкономические, а отсюда и внешнеполитические задачи. А они время от времени вылезают в плоскость прямого противостояния. Но тем не менее и их надо решать, и они решались всегда: и в Древнем мире, и в Средние века, и в Новое время, и в современности.
Главное, на что надо обращать внимание — это на реперные точки экономического устройства собственной страны. И не сходить с них никогда. Может быть, не стоит заглядывать нам за занавеску, подглядывая жизнь у великих держав?
Посмотрите, рядом — близкая нам Греция. Очень много полезного можно почерпнуть у родственной и по духу, и по истории, и по вере стране. Роль и место греческой церкви, никогда не принявшей реформ, противоречащих курсу развития страны, может быть прямым аналогом для России.
Глубокие переживания, связанные в России с эпохой реформ патриарха Никона, надолго и прямо наложили отпечаток на весь ход последующего историко-экономического развития страны, приведшего в результате к нарушению «четвёртого позвонка» в становом хребте всей российской цивилизации. То, что мы переживаем сегодня, пусть нас не удивляет. Это — продолжение восьмидесяти лет хождения по мукам и скитания, как мы теперь понимаем, причём по верхам и азам научного социализма.
Сегодня мы читаем, что лидер Счётной палаты — Алексей Кудрин — выступил с новой идеей (я бы сказал, с новой старой идеей) о невозможности двигаться вперёд по уже намеченному курсу экономической стратегии, основанной на так называемых двенадцати майских указах Президента РФ. Ну что, разве не было известно, что в России слабая экономика, которая не потянет эти зубодробительные проекты? Нет ни сил, ни средств, ни кадров, а главное — нет духовного подъёма в стране, чтобы поднять такие фараоновы, абсолютно неподъёмные сверхзадачи, каждая из которых ошеломляет масштабом, размахом, непродуманностью и невозможностью их выполнить.
Алексей Кудрин — безусловно, опытный политик и рационализатор. Он мягко и тонко, не подставляя «своих», переставляет (пусть его лукавство и шито белыми нитками) акценты. Он не говорит о невыполнимости нацпроектов и всей программы стратегического развития России — он говорит о том, что не стоит ли подумать о «переориентации целей для направления этих нацпроектов»? Читай: «о заматывании их реализации». Ну, так в чём же дело?
Что, в очередной раз правы те, которые говорят, что в стране нет учёных, экономистов, аналитиков, способных разработать, продумать, рассчитать стратегическую цель в экономике и модель её роста? Почему в Китае разработана экономическая программа на 25, 50, 100, 150 лет, хотя известно, что знаменитая китайская школа математиков воспитана выходцами из института Стеклова на Ленинском проспекте.
Значит, проблема не в том, что у нас нет учёных и разработчиков (они, конечно, есть и всегда были), а в применимости их идей и возможности их услышать, как говорил Мао Цзедун, «в штабах». Почему «в штабах» не слышат то, что нужно, а слышат только то, что им хочется? Это вопрос, конечно, не к экономистам. Это, как говорил Чехов, «по другому департаменту». Но вопрос-то решать надо! Ну, куда это годится?
25 лет мы ходим вокруг да около, осталось ещё 55 лет побродить по пустыням Египта — и как раз пройдёт 80 лет… Но это будет уже другое издание книги, не связанное с азами научного социализма, а своего рода перелистывание страниц учебника по истории позднего феодализма и раннего капитализма. Через 80 лет мы, видимо, вновь займёмся изучением истории страны, теорий Адама Смита, Милля и т.п. А Китай тем временем, глядя в будущее, будет тихо, спокойно и без надрыва строить свой «плохой социализм», формируя теперь уже мировой рынок роскоши, который благодаря китайским закупкам растёт ежегодно на 5-10%.
Давайте представим себе, каким будет рынок роскоши через 80 лет? Думать об этом надо уже сегодня, и думать об этом прежде всего в разрезе того, куда, зачем и почему мы идём. Если Китай уже сегодня формирует мировой рынок роскоши, где он — главный драйвер — какие тут ещё нужны аргументы в пользу того, куда, по какому пути нужно идти и что для этого надо делать?