Новгород-Северский и Черниговский князь Игорь Святославич прославился в истории своими поступками. Хотя этот князь не прирастил новых территорий и не сделал чего-то важного для благосостояния своего княжества, он стал образцом того, как нельзя управлять народом и выстраивать отношения с партнёрами. Именно этим он обязан интересом к своей персоне выдающихся деятелей культуры.
Родился наш герой ровно 870 лет назад, 2 апреля 1151 года, и ушёл из жизни 50 лет спустя. Как писал историк В.Н. Татищев, ссылаясь на «Ростовскую летопись», ещё до его рождения князя преследовали неприятности: брак его отца и матери — дочери новгородского воеводы, отказался заключать архиепископ Новгорода. Он был заключён другим священником помимо его воли.
Ещё одним негативным обстоятельством было то, что род, к которому принадлежал Игорь Святославич, вёл междоусобные войны с Мономаховичами и Давидовичами. Связанные с этим беды — призвание иноплеменных союзников против соперников с последующим разорением русской земли и рост цен, не прибавляли любви народа к княжескому роду и Игорю Святославичу, в частности.
Когда князь вырос, он сам стал активным участником военных походов. Известно, что он воевал против сына Андрея Боголюбского киевского князя Мстислава Изяславича в 1169 году вместе с другими противниками его правления. Этот поход закончился военным успехом, но стал очередным позором междоусобной вражды. Киевская земля была разорена и опустошена объединёнными русскими войсками. Схожий, хотя менее масштабный военный «успех» он продемонстрировал в 1180 году, когда вместе с половцами напал на Давыда Ростиславича.
Одновременно Игорь Святославич боролся против половцев. Один из его походов на них (1185 года), в ходе которого он пытался собрать объединённое русское войско, закончился сокрушительным поражением. Этот поход был запечатлён в назидательном ключе древним летописцем в «Слове о полку Игореве» — самом удивительном литературном памятнике древней Руси.
Автор сокрушается о дружине Игоревой и о том, что некрепка княжеская союзная связь. Из-за внутрирусских противоречий страдала земля, её народ, и сами князья. Игорь Святославич попадает в плен к половецкому хану и с трудом бежит оттуда домой.
«О дайте, дайте мне свободу. Я свой позор сумею искупить», — такие слова вложил в уста пленённого князя А. Бородин, создавший оперу «Князь Игорь». Опера, основанная на древнерусском источнике, воспевает как эту, так и другую сторону личности князя. Вся сложность его натуры и боль поражения вложены у композитора в знаменитый плач Ярославны — отчаяние жены Игоря Святославича по мужу, которого она может никогда больше не увидеть.
У Игоря и Ефросиньи Ярославны (дочери галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла) было как минимум пятеро детей, в том числе четыре сына, ставших впоследствии удельными князьями. Их семья была крепкой, род продолжился и внёс заметный вклад в формирование будущего Российского государства.
А сам князь так и остался в памяти людской примером того, как амбиции правителя способны принести боль народу и собственной семье. Но благодаря ему мы имеем величайшие произведения русского искусства. Помимо упомянутых памятников, известны картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации И. Билибина и созданные в советское время картины «Князь Игорь» И. Глазунова и К. Васильева.