Индия переписывает историю: без этого нет многополярного мира

Индия

Непрекращающиеся попытки британцев навязать Индии собственную цивилизационную модель становятся всё менее эффективны. Индийцы между собой не перестают называть медицину «английской» и продолжают использовать аюрведу, которая несколько лет назад превратилась в официальную медицину в стране.

Настал черёд для переосмысления науки — чем менее сильна Европа, тем менее востребован в науке европоцентризм. Эпоха «английской» науки прошла — в Индии переходят к углубленному изучению собственного научного знания. Для этого первый шаг, как это назвали бы у нас — борьба с фальсификацией истории.  Политики верят, что отказ от английской системы знаний — необходимый компонент перехода к многополярному миру.

К 2500 году до Р.Х. протоиндийская хараппская цивилизация была уже настолько развитой, что существовавшие там городская культура и международные отношения и не снились Европе даже в период Средневековья.

Первая развитая цивилизация на территории современной Индии начала складываться около 7000-6000 гг. до Р.Х. Как показали раскопки одного из городов — Мехргарха, земледельцы уже тогда строили дома из глиняного кирпича, изготавливали из глины гончарные изделия, использовали передовые орудия — каменные и костяные предметы. Они разводили овец, коз и крупный рогатый скот, и были весьма искусным и развитым народом.

В дальнейшем хараппские города были укреплены стенами, в них размещались зернохранилища, а пространство покрывали сети дорог. Здания были построены из кирпича, который помогал защититься от наводнений реки Инд. В городах также имелись кирпичные канализационные трубы и акведуки. Хараппцы во главе с духовными правителями торговали с египтянами и месопотамцами.

Однако эта культура, к сожалению, останется вне заботы правительства страны. Ни древнейший, ни мусульманский, ни тем более колониальный периоды жизни Индии не будут считаться национальными. В центре внимания властей — арийские достижения, ведический период истории, а с религиозной точки зрения — индуизм.

В этот период, бесспорно, у Индии также существовали чрезвычайно развитые технологии. Например, глиняный сосуд 800-летней давности — реторта, был извлечен археологами из цинковых рудников Завара на северо-западе Индии, что говорит о том, что к XII веку люди здесь первыми в мире начали извлекать цинк и получать с помощью него коррозионостойкий металл. Это наглядное свидетельство технологического преимущества индийской науки было «украдено» составителями учебников: современные индийцы вынуждены считать началом процесса XVIII век, когда британец Уильям Чемпион запатентовал дистилляцию цинка (в 1738 году). Трудно не согласиться, что искажение и принижение индийской науки налицо.

Дхармендра Прадхан, министр образования Индии, называет борьбу против фальсификации истории «деколонизацией образования и… формированием гордости за наши языки, культуру и знания». Правительство отныне будет выделять как минимум 5% кредитов на образование для тех, кто изучает историю родной науки.

Разработкой учебных программ занимаются подразделения Индийских технологических институтов (IIT) — элитные исследовательские университеты страны.

В XVIII веке Индия ещё воспринималась британцами как кладезь научной мысли, они изучали санскритские тексты и индийскую философию. Однако затем завоеватели решили объявить индийцев отсталыми и навязать им британскую систему образования, которая продолжает действовать 78 лет спустя провозглашения независимости Индии.

В 1835 году британские чиновники приняли Закон об английском образовании, перенаправив финансирование с санскритских и персидских школ, доминирующих в северной Индии, на английские, где обучают западной мысли. Индийцы учатся на английском языке и видят мир так, как в бывшей метрополии.

Теперь Министерство образования Индии обращается к древнему прошлому как к источнику вдохновения для будущего. Индийцы будут изучать труды таких ученых, как математик-астроном V века Арьябхата, который придумал тригонометрию на плоскости и вычислил приближение числа пи, начнут исследовать истинный вклад Индии в глобальную науку.

Можно себе представить, какой прорывной эффект даст основание национальной научной школы, которая базируется на традиционных, близких индийцам знаний. Неплохо было бы сделать это и другим великим народам, которые скованы колониальными системами образования — грекам, например.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку