Любопытную теорию выдвинул американский историк Майкл Д. Бейли из Университета штата Айова. Он уверен в том, что церковные и светские власти Западной Европы, ощущая ветер перемен и скорый приход Реформации, намеренно внедряли в общественное сознание мысль о распространении организованного колдовства в XV-XVII веках. Если верить историку, то гибель 50 тысяч человек на кострах Инквизиции была политическим актом.
«Средние века в 500-1500 годах, — пишет он на страницах журнала Conversation, — были отмечены как жестокостью, так и доверчивостью людей. Они охотно прибегали с магическим обрядам, верили с сказочных существ — монстров и фей. Но им не было известно о наличии организованных сатанинских сборищ вплоть до XV века, когда представители власти стали продвигать эту концепцию в своих целях».
Речь идёт о том, что люди нередко давали необъяснимым явлениям языческие имена, продолжали совершать древние ритуалы, лечились травами и даже варили зелья, если хотели насолить врагам или вызвать любовь. Но какого-то умышленного, осмысленного группового чернокнижия с полётами ведьм на метле простые люди не практиковали. Этим увлеклись элиты начиная с XII-XIII веков, по мере того как им стали доступны древние тексты и восточные ритуалы.
Изучив церковные источники X века, Майкл Д. Бейги пришёл к выводу, что колдовство как не угодное Богу занятие упоминалось уже в эту эпоху, однако без преувеличений позднего времени. Людей обвиняли в том, что они продолжают делать то, что практиковали их предки — собирали травы, варили зелья и произносили заклинания. Однако таких, кто делал бы это «по науке», в те времена не встречалось. Это появилось позднее, с подачи властей.
Начиная с 1430х годов некоторые представители церковной администрации, богословы, судьи и историки, жившие в Альпийской зоне, публикуют материалы об организованном исполнении колдовских обрядов. Они описывают шабаши, колдовские сборища, в ходе которых ведьмы и колдуны собираются вместе, устраивают оргии для поклонения демонам, и даже приносят человеческие жертвоприношения.
Так, по мнению историка, элиты эпохи Инквизиции укрепляли свою власть. Вершиной творчества стала публикация «Молота ведьм» священником Генрихом Крамером.
«Европа оправлялась от нескольких кризисов: чумы, войн и раскола в церкви между двумя, а затем тремя конкурирующими Папами, — объясняет Майкл Д. Бейли. — Начиная с 1450-х годов печатный станок облегчил распространение новых идей. Еще до протестантской реформации религиозная реформа витала в воздухе, и реформаторы использовали идею дьявольского заговора, направленного на развращение христианства, в качестве пугала в своем призыве к духовному обновлению».
Простые люди не сразу поверили в заговор тёмных сил, их интересовало только то, что непосредственно касалось их жизни. Но со временем идеи стали распространяться в обществе всё шире и привели к массовым зачисткам.
В России в XV веке возникла ересь жидовствующих, распространению которой способствовал еврей Захария Скара (отсюда и название). Он привёз в Нижний Новгород восточные культы, и ими соблазнил русскую элиту вплоть до церковной верхушки и жены Ивана Грозного. Мы до сих пор не знаем, какую роль секта играла во внутриполитической или внешнеполитической борьбе; известно лишь то, что после частичного разгрома еретиков некоторые из них бежали на Запад и приняли иудаизм.
Дыма без огня не бывает — в Средневековье имели место и распространение восточных культов среди элит, и использование этого во внутриполитической борьбе. Вряд ли можно всё объяснить только последним обстоятельством.