Несмотря на требования мировой общественности (17 государств-членов ООН), тема Нюрнберга для Франсиско Франко была закрыта. Главным образом, усилиями американцев и англичан, но при очевидном попустительстве Сталина. Деяние, о котором идёт речь, относится к 18 июля 1936 года.
В эту знаменательную дату в жизни Европы и мира началась переброска частей испанского Иностранного легиона из Северной Африки, а также с Канарских островов с помощью морских средств итальянской фашистской республики на континентальную часть Испании.
Следует особо подчеркнуть, что это не первый путч во время Второй Республики, но первые три путча провалились. Почему не провалился и увенчался успехом четвёртый? На мой взгляд, потому что он возглавлялся начальником генштаба вооруженных сил Испанской Республики — генералом Франко, доверенным лицом президента Мануэля Асаньи.
Сигналом фашистского переворота якобы послужил кодовый шифр из колониальной радиостанции: «Над всей Испанией безоблачное небо» (Sobre toda Espana el cielo esta despejado), но на самом деле такого сигнала не было, хотя звучит легенда и впрямь красиво…
Кто придумал этот миф — очередную утку? Мне и самому долго было интересно, кто это сделал. После размышлений, я пришёл к выводу, что она была придумана первым министром иностранных дел в правительстве Франко Серратом, которого последний изгнал вскоре после формирования нового правительства в городе Бургос.
Радиошифр, тем не менее, существовал. Сигнал, по которому поднялись все мятежники, звучал так: «Директор 2». По правилам радиосообщений, в условном сигнале должны были наличествовать как буквы, так и цифры.
Путч, который возглавил после непонятной кончины генерала Хосе Санхурхо-и-Саканеля Франсиско Франко, напоминает мне заговор против Николая II. Помните, кто разослал всем командующих военных округов и фронтов от своего имени пожелания к отречению императора? Любимое «дитя природы», выпестованное лично Николаем II! Крестьянский сын генерал Алексеев, которому император доверял как себе. Именно Алексеев по приказу Временного правительства арестовывал Николая II.
Второй (также доверенное лицо в генералитете) — генерал Николай Рузский, грубо требовал от императора отречения и лично арестовал императрицу. Он был боевым офицером, происходил из родовитого русского дворянства, в частности, приходился дальним родственником великому поэту М.Ю. Лермонтову, и вскоре был расстрелян большевиками за отказ служить в Красной армии.
Традиции военных переворотов, тем не менее, не характерны для России, зато характерны для Испании. XIX-XX века в Испании — это сплошная череда военных переворотов. По этой причине министром обороны в Первом правительстве народного единства, против которого и было совершено военное преступление, имело в своем составе только гражданских лиц. Высшим военным чином здесь был начальник генштаба генерал Франко.
Испании удалось избежать Нюрнбергского процесса за его преступления, хотя все диктаторы, вступившие в сговор с Гитлером, прошли свой путь в Чистилище.
Мой хороший знакомый — испанский предприниматель, более 20 лет работающий в России, выходец из франкистской среды (его отец был мэром города при Франко). Он до сих пор утверждает, что благодаря Франко произошло «испанское чудо» — рост экономики в 1950-1960е годы, обеспечивший Испании в 1980е годы вхождение в коллектив европейских стран.
Я его понимаю. Он жил в благоприятных условиях, его родственников не таскали по тюрьмам, не отбирали движимое и недвижимое имущество и не брали родственников в заложники. Мой друг не испытал всех тягот франкистского режима, потому и считает Испанию страной со счастливой судьбой, приписывая это лично генералу.
Но то, что из Испании уехала практически половина экономически активного населения, ещё столько же было подвергнуто репрессиям и остракизму — это факт (последние публичные казни проходили за несколько месяцев до кончины Франко в ноябре 1975 года).
Вспоминаются слова выдающегося испанского мыслителя о том, чем всё же человек отличается от орангутана и шимпанзе. В своем знаменитом эссе, предваряющем саму сильную работу автора о цивилизации и культуре, он пишет о том, что человек отличается от животного тем, что у него есть память и он способен развиваться только благодаря тому, что может каждое утро вставать и анализировать прошедший день. Чтобы не совершать тех же ошибок, что сделал накануне.
Животные не помнят то, что произошло накануне. Орангутан, шимпанзе и тигр не обладают памятью. Они не способны отсекать плохое или хорошее, и на следующий день это уже новый орангутан, и все начинается с чистого листа.
Выдающийся провидец Хосе Ортега-и-Гассет утверждает, что англичане, живущие в Англии — самые счастливые люди, потому что они на протяжении веков не совершали революций и не меняли свою историческую форму государственного устройства. Они её совершенствовали и модернизировали.
На основании этого тезиса испанец выводит формулу: «Только историзм — главный рычаг прогресса. Нет никакого другого пути, кроме сравнительного историзма — исторической памяти, на которой строится опыт поколения, идущего к следующему поколению».
Почему сегодня нельзя попустительствовать ситуации вокруг ковида-19? Почему нельзя попустительствовать безобразному отношению к населению в России, которое мы наблюдаем уже более 100 лет? Потому что рано или поздно будет свой Нюрнберг.
Пушкин писал о том, что потомки вычислят жалкого прямого потомка злодея и казнят его.
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
Люди осуществляют возмездие не из коллективной жестокости, а именно по причине того, о чем пишет Хосе Ортега-и-Гассет. Человек на то и человек, что обладает исторической памятью. Он фиксирует личные и коллективные ошибки и подводит черту в назидание потомкам.
Дикости, безобразия, жертвоприношения собственного народа на алтарь бога мамона (где бы это ни было: в Испании, в несчастной России — неважно), народ всё помнит, поскольку обладает глубинным, сердцевинным началом — коллективной памятью.
Накануне выборов власти в России не шутят, не принято — вступает в силу правило зэков, начинают жить по понятиям.
Первый признак этого — что преодолеть безобразное отношение к населению ради вакцинации, как об этом говорит омбудсмен малого и среднего бизнеса А. Тертулова, позволила только демонстрация силы перед властью. Она дала возможность отменить дикие, нечеловеческие порядки, царившие средь бела дня, в XXI веке, когда в других странах совершаются космические полёты в шаттлах с пассажирами на борту.