Сид Кампеодор — герой легендарного средневекового эпоса и знаменитой трагедии Корнеля. Наряду с «Песнью о Роланде», Сид — это герой, с которого начинается любой курс западной литературы. Теперь выяснилось, что с ним связаны выдающиеся имена испанской истории, такие как кардинал Мендоса — известный в истории «третий король Испании» (в его бытность кардиналом уже правили два короля) и вероломная Анна де Мендоса-и-ла-Серда, повлиявшие на установление второй по значению королевской династии в Испании — Трастамара, правившей в стране многие века. Эта династия предшествовала Габсбургам.
В последнее время испанская историческая наука всё больше и чаще обращает свой взор к корням. Это происходит на фоне и в связи с искромётной, головокружительной сменой политической декорации на властном Олимпе в Мадриде. Тот или иной исторический эпизод призван укреплять ту или иную политическую версию — идеологию.
Любопытно, что сегодня историческая наука занялась первыми лицами исторического ареопага испанской галереи персонажей. Сид Кампеодор или Сид Победитель — это не просто историческая личность, но тот персонаж, с которым любой испанец связывает само понятие истории своей страны. Эта легендарная личность появляется в средневековом эпосе Испании не случайно.
Сид Кампеодор (наст. имя Родриго Диаз де Вивар) — военачальник, который попеременно служил то маврам (мусульманам, правившим на Пиренейском полуострове), то христианам (правителям, участвовавшим в междоусобице) и прославился своим главным боевым подвигом — отвоевыванием Валенсии у арабов. Произошло это в то время, когда большая часть полуострова находилась в руках арабских завоевателей.
С именем Сида любой испанец связывает понятие героизма, стойкости, мужества, смелости, а поэтизация образа свидетельствует о реальном политическом весе этого исторического персонажа в далёком раннем Средневековье.
Роль, военное и политическое значение Сида как вождя было сопоставимо с ролью Папы Римского в ту эпоху, когда короли и мусульманские властители на Пиренейском полуострове играли подчас второстепенную, а не главную роль, как им зачастую приписывают. И сегодня, по опросам общественного мнения последних лет относительно того, кого испанцы считают главным персонажем своей истории, легендарный Сид неизменно занимает первую строку, наряду с именами Карла Великого, Филиппа II, Христофора Колумба и Хуана-Карлоса Бурбона I.
Произведение «Сид Победитель» — главное произведение, которое изучают в испанской школе. Пожалуй, место и роль Сида можно сравнить с ролью в русской литературе знаменитой летописи Нестора «Повесть временных лет» или ролью находки, приписываемой Мусину-Пушкину — «Словом о полку Игореве»
Упомянутый выше кардинал Мендоса и те исторические персонажи первой линии рейтинга своим предком имеют именно Сида Кампеодора. Все Мендосы — представители многочисленной семьи, произошли от него.
Дедом Сида Кампеодора был знаменитый воитель Ваин Кальво, известный в Кастилии как один из самых успешных боевых вождей. Но то, чего не ожидал никто — Сид оказался баском.
Современная наука утверждает, что род Сида — один из самых древних родов баскских идальго, уходящий корнями не просто в раннее Средневековье, но в эпоху римского завоевания.
Баскский идальго — это тема для отдельного разговора, все баски — дворяне по крови с XI века, это положение подтверждалось всеми монархами, включая последнего — Филиппа VI. Историки доказали, что Сид Кампеодор происходит из маленькой баскской деревушки под названием Мендоза (на латыни Mendi-os, по-баскски — «склон»). Информация о том, что семья Сида владела в провинции Алава небольшой башней в селении Мендоза, отвергает целый ряд версий, бытовавших в различных генеалогических справочниках, что фамилия Мендоса происходит от наваррских королей или даже от королей готов.
Один мой хороший знакомый — член Королевской академии баскского языка, не без иронии, но с гордостью сказал мне: «Бурбоны уже точно баски, их предок — Генрих IV Наваррский, первый родной язык которого — баскский (второй — французский, прим. ред.). Король говорил на сулетинском диалекте баскского языка! Теперь, после сообщения о том, что Сид — баск, остаётся только найти баскские корни у Иисуса Христа».
Не думайте, что это богохульство или шутка. Дело в том, что Иисус говорил на арамейском. А арамейский и баскский языки, по версии академика Николаса Марра, принадлежат к группе Яфетических языков.