25 февраля мог бы отметить свой день рождения Бенедетто Кроче (1866-1952). Этому примечательному человеку, главной фигуре итальянского неолиберализма XX века и ключевому европейскому оппоненту фашизма, мы посвятим небольшой рассказ.
Бенедетто Кроче родился в Пескассероли в верующей и богатой католической семье, но в раннем возрасте (в 17 лет) осиротел. К сожалению, во взрослой жизни, во многом под влиянием кузена, он отошёл от религии и затем причислял себя к атеистам. Однако религиозный опыт навсегда одарил его пониманием, что главное — это не материя, а дух.
Христианство для философа — это неотъемлемая историческая основа западной цивилизации, но не более того. «Я считаю, — писал Кроче, — что самым глубоким духовным обращением, совершенным человечеством, было христианство. Вера — это вечная закваска, навсегда составившая основу моей души».
Христианству философ противопоставил новую «религию свободы» — неолиберализм, и прежде всего ратовал за отделение церкви от государства, без которого невозможна свобода. Свобода, которая в 1920е годы стала всё чаще пониматься как свобода без Бога.
Ватикан в ответ включил книги Кроче в перечень запрещённых книг. Что неудивительно, ведь антиклерикализм Кроче шёл гораздо дальше коммуниста Тольятти. А другой коммунист — Антонио Грамши, за горячность в противопоставлении себя церкви прозвал видного либерала «светским папой итальянской культуры».
Идеализм либерального философа — это «абсолютный историзм», поскольку «философия есть ничто иное как философия духа». А философия духа — ничто иное как «историческая мысль», или «мысль, содержащая историю», где нет метафизики — «философии неизменной реальности, трансцендентной духу».
Свои глубокие познания в гуманитарных науках Бенедетто Кроче почерпнул в кругу семьи и в университетах в Риме и Неаполе, где изучал литературу и философию. В 1902 году он опубликовал книгу «Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика», сделавшую его знаменитым. А в 1903 году Кроче основал журнал La Critica, где публиковал свои философские, политические произведения, популяризируя либеральные идеи, как он их понимал.
Бенедетто Кроче стал сенатором в 1910 году — одним из 225, которые проголосовали «за» Бенито Муссолини в рамках союза фашистов и либералов, и занимал пост министра образования с 1920 по 1921 год. Он разработал реформу государственного образования в Италии, которая затем была реализована Джованни Джентиле. Эта реформа, разработанная либералом, как ни удивительно, привела к росту государственного влияния на образование на местах. Учитель стал единицей жёсткого прямого воздействия министерства.
Со временем Кроче стал яростным противником фашистского режима, за что на время был вытеснен из общественной жизни командой Бенито Муссолини, которая,, однако, терпела его и оставила в живых и на свободе.
У Бенедетто Кроче были периоды увлечений модными явлениями политической мысли: масонством, фашизмом и марксизмом. Но он быстро понял, что набирающие силу политические течения — это несвобода, моральная болезнь, как и любой тоталитаризм. Поэтому от актуальных политических идей мыслитель ушёл с головой в гегелевскую философию, которую он начал особенно ценить и углублять. В частности, его идею о том, что история — это история свободы.
Когда сторонники фашизма во главе с Джованни Джентиле опубликовали свой «Манифест», политик и философ яростно ответил им в «Антифашистском манифесте». «Фашизм был добром; теперь он стал злом, и он должен уйти», — заявлял он, отражая воззрения современной ему итальянской интеллигенции.
После Второй мировой войны Бенедетто Кроче вернулся в политику и стал членом Учредительного собрания. В 1947 году он был избран президентом Итальянской либеральной партии. Партии, которая вслед за учителем утверждала, что знание дается историческим суждением и человеческий интеллект может быть реализован лишь при условии свободы.
В воззрениях на историю либералы особенно противостояли другим. «История у марксистов — собрание лжи», — говорил Бенедетто Кроче. Отсутствие историзма в их мировоззрении и порождает присущий этому политическому течению тоталитаризм, верил он, а в неверном подходе к историческому знанию и есть корень тоталитаризма.
Горячо возражал Кроче тому, что марксисты пытались представить историю как путь к свободе, которой якобы не было ранее. «Утверждать, что свобода мертва, означало бы говорить, что жизнь мертва, — говорил он, — Но свобода — это не фаза осознания, ведущая к этическому государству или социализму, но сама по себе истина».
«Европа, культура и свобода» — лозунг Бенедетто Кроче всё чаще звучит сегодня среди европейских политиков, во многом наследующих его идеям. Спустя десятилетия, неолиберализм вытесняет другие течения, такие как экзистенциализм, в 1940е годы одержавших над ним верх. К сожалению, он по-прежнему несёт в себе то же безбожие, что и критикуемые им воззрения, и в конечном счёте так же насаждает тоталитаризм.