В 1815 году в России на базе Борисоглебского драгунского полка была создана жандармерия, внутренняя стража на французский манер, которой надлежало следить за порядком внутри страны. После восстания декабристов в недрах этой организации появилось Третье отделение, надзирающее за политически неблагонадёжными россиянами.
Всё это было расформировано в 1917 году как ненавистный отголосок старого режима, и 10 марта 1917 года вместо этого возникло добровольческое ополчение.Большевики, однако, были вынуждены уже 10 ноября создать рабочую милицию для стабилизации обстановки в революционной стране. Так всё вернулось на круги своя.
С 1962 года по 2011 год 10 ноября отмечался как День милиции, а сегодня это день всех работников Министерства внутренних дел, включая представителей Росгвардии и полиции. Мы хотели бы отметить его размышлениями о том, почему этот день должен отмечаться российской интеллигенцией и образованным классом России вообще, и в какой форме.
Сегодня никто уже и не вспомнит, кто впервые ввёл в литературный оборот слово интеллигент. Почему? Потому что автора этого термина, известного в те времена философа, прозаика и литературного критика, написавшего 18 томов сочинений, закономерно затмил другой писатель — Фёдор Михайлович Достоевский. Автор же полемического термина был модный писатель, о котором забыли — Пётр Боборыкин.
Классик на то и классик, что его имя живёт в веках. Классик — это не ругательное слово, и даже не научный термин, но духовное звание наподобие «кардинал», «архиепископ», «святой», «страстотерпец» или «блаженный».
В весомый день для Российской Федерации, живущий более 200 лет под недремлющим оком всякого рода силовых структур, интеллигенция не может не отмечать такое знаковое событие, как день полицейского.
Впервые я узнал и почувствовал, что такое полицейский, в гостях у соседки — хозяйки дома, который мы снимали. Я был ребёнком и свидетелем большого застолья. Потом, уже будучи в Испании, я увидел молодцов в действии: они разгоняли толпу молодёжи на ярмарочном мероприятии в большом провинциальном городе. Это произвело на меня огромное впечатление.
Но тогда, в России за столом сидели разношёрстные гости — жители деревни и приезжие горожане из Звенигорода. В начале застолья наступила МХАТовская пауза и сестра хозяйки громко, во весь голос, расхохотавшись, произнесла: «Сегодня родился милиционер». Родители мне тогда впервые объяснили, почему родился милиционер, а не литературное произведение или представитель другой профессии, например, космонавт, и на пальцах рассказали мне духовную историю страны, в которой я родился и живу.
Россия — страна с давними полицейскими традициями, в самом расширительном толковании этого слова. Со временем я узнал о силе и мощи не только полицейских, но и всех тех, которые любят применять насилие. Не всегда по закону, но они обладают правом сильного перед слабым.
10 ноября произошло другое знаковое событие — Максимилиан Волошин дал пощёчину Николаю Гумилеву. Да так сильно, что 22 ноября состоялась настоящая, с секундантами и пистолетами, дуэль между двумя светочами русской духовной культуры. Напомню, что секундантом у Волошина был граф Алексей Толстой.
Моя мать была крёстной дочерью Максимилиана Волошина, единственного потомка первооснователей Коктебеля как столицы Серебряного века. К нему в моей семье всегда было особое отношение, ведь именно мои предки пригласили гражданского мужа матери Волошина фон Теша построить дом, приняв участие в основании Коктебеля как столицы Серебряного века.
Поэтому в этот день я больше, чем полицию вспоминаю Волошина с его необыкновенной решимостью защищать честь и достоинство людей. В данном случае, близкой подруги Дмитриевой. До сих пор звучат у меня в ушах звучат слова Волошина: «Искусство живо живою кровью принесённых жертв».
Максимилиан Волошин — выдающийся поэт, художник, писатель, литературный критик, антропософ, символист и много что ещё. В 1984 году в Коктебеле был открыт музей, посвященный этой фигуре — человеку, единственному в своём роде, находившимся над схваткой после 1917 года: он спасал красных от белых, а белых — от красных, за что и пострадал.
Волошин пострадал бы ещё больше (несколько раз его хотели расстрелять), но спасло то, что когда люди (красные вожди и белые офицеры) знакомились с ним, видя его лохматую растрёпанную шевелюру, полного мужчину с большим животом, одетого в тунику, они понимали, что замахиваются на блаженного, если не на юродивого. А в России к таким людям даже в суровые времена чаще относились снисходительно.
Моя бабушка Анна Васильевна Павлова привезла охранную грамоту, которую Вересаев «выбил» у Луначарского. Интеллигенция спасла дом поэта от разграбления, а самого Волошина — от физического уничтожения.
Таких, как Волошин вы не найдёте в русской литературе. Большая часть русской интеллигенции была против большевиков как представителей насилия, а меньшая часть, смирившись, отказалась от профессии или сменила мировоззрение. По оценкам А.Н. Яковлева, с 1917 года страну покинуло 12 миллионов граждан, из которых не меньше половины — люди, относящиеся к термину Боборыкина.
Проклятия в адрес интеллигенции неслись из уст «вождей пролетариата»: как Ленина, так и Троцкого. Последний говорил: «Мы бы их с удовольствием расстреляли, но нет повода, поэтому мы их высылаем». Три философских парохода и несколько поездов были организованы советской властью с целью изгнания представителей образованного класса. А сколько людей «своим ходом» отправлялись в изгнание?
Таких «ненормальных», как М. Волошин, который по принципиальным соображениям остался в Коктебеле защищать знакомых интеллигентов — единицы. И кого-то он сумел спасти (например, генерала Маркса, которого красные хотели расстрелять, и Осипа Мандельштама, которого хотели расстрелять белые).
Максимилиан Александрович в страшные 1922-1932 годы много написал и много сделал, он оставался крупным художником-акварелистом. Именно его сегодня, мне кажется, и нужно вспоминать русской интеллигенции.
А, может быть, о нём нужно помнить и в день празднования годовщины создания военной разведки, и в День сотрудника МЧС.. Как яркую символическую фигуру, выдвинутую дорогой прослойкой русского генофонда на волнах конвульсирующих событий русской истории. Он действенным образом осуществлял функцию милиции в её христианском смысле.