Первое упоминание об употреблении «ворваня» — китового жира, в истории Страны Басков датируется 635 годом. Тогда один из монастырей северной Франции получил большую партию драгоценного товара, привезенного самыми успешными моряками-китобоями, жителями баскской земли Гипускоа. Баски были самыми успешными китобоями в истории этого морского вида добычи товара, использовавшегося для мазей, мыла, медицины и множества других нужд.
80% всех разделов частей огромного морского млекопитающего доставлялось в европейские порты жителям Старого Света двумя-тремя тысячами баскских моряков.
Из истории этого редкого и драгоценного вида морского промысла самыми востребованными товарами были китовые усы и китовые жиры — наиболее люксовые товары международных экономических отношений.
Когда и кто научил жителей Пиренеев этому морскому промыслу? Традиция уходит корнями в глубокую историю. Известно, что иберийские племена, прежде всего васконы, занимались морским промыслом как минимум 5000 лет назад.
Апогей китобойного промысла в Стране Басков приходится на вторую половину XV — конец xVII века. Резкое снижение китобойной активности связан с объективными причинами: количество этих удивительных морских животных настолько резко сократилось, что промысел перестал быть рентабельным.
Как соединились на почве китовой продукции Исландия и Страна Басков? Вопрос непраздный. Далекая датская колония, находящаяся близко к Северному полярному кругу выше Гренландии, и маленькая территория на Пиренеях, населенная загадочным европейским этносом, связана с одной очень грустной и неприглядной историей.
Забегая вперед, скажу, что история завершилась на оптимистической ноте и стала крупным достоянием современных международных отношений.
Итак, начну с конца. Баскско-исландские отношения на протяжении раннего и высокого Средневековья были не просто дружественными, но взаимовыгодными. Баски добывали китовый жир и продавали его жителям маленького островного государства, находящимся в неблагоприятных климатических условиях и зависящим от морской и каботажной торговли.
В обмен на товары — результаты промысла, исландцы предлагали баскам овец, коз, пищу и всё необходимое для продолжения морского движения баскских моряков (топливо, воду, канаты, оказывали услуги по ремонту судов. В целом, отношение к баскам, как и ко всем торговым морякам, было благоприятным.
Так продолжалось до тех пор, пока один из датских королей не заметил, что обмен с моряками идёт мимо датской казны, в обход его интересов (Исландия была территорией Дании). Монарх издал указ о том, что все приезжие моряки обязаны торговать только через казну Копенгагена.
В 1615 году разразился невероятный голод в Исландии, связанный с неурожаем, причиной которого были чисто климатические проблемы. Одновременно произошла стычка между голодными исландскими пастухами и баскскими морякам, попавшими в кораблекрушение у берегов Исландии.
Итогом событий стали кровавые распри, в которых погибли 14 баскских моряков и вдобавок был издан указ одним из чиновников о том, чтобы убивать всех басков без суда и следствия, когда только можно было их определить по национальности. И вот, на протяжении почти четырех веков баскские моряки с торговых и коммерческих судов, заходя в порты Исландии, находились под дамокловым мечом потери имущества и жизни.
Только в 2015 году, 10 лет назад глава Гипускоа с большой делегацией своей земли (в которую входил и Хавьер Ирихо — потомок одного из моряков, погибших в незапамятные времена) подписал мирный договор с Исландией. Документ гласит, что с момента подписания баски и исландцы вновь становятся дружественными нациями и продолжают дружить. Народы больше не ссорятся; торгуют, а не воюют.
Баски — нация землепашцев, пастухов, но и нация, история которой крепко связана с океаном. Не будем забывать, что даже в самом знаменитом морском походе экспедиции Колумба все капитаны судов были басками с огромным опытом мореплавания. Они имели опыт чтения по звездам, а не морским картам, и обладали «морским чутьем».
Удивительная история взаимодействия одного народа с другим, начавшаяся с мирного сотрудничества, дававшего на протяжении огромной части истории обеим нациям положительный эффект, в результате объективных климатических причин и алчности правителей, омрачилась конфликтом. Но этот конфликт сменился новым этапом оптимизма, энтузиазма в отношениях и обещает процветание на радость двух сторон.
История, вошедшая в анналы международных отношений под названием «убийство испанцев в Исландии», стала паролем к тому, как не надо решать конфликтные ситуации, и как необходимо из них выходить.
В наш турбулентный век (это мы видим на бреющем полете) конфликты не имеют никакого смысла, даже если затрачиваются на это огромные людские ресурсы и мы становимся свидетелями моральных и нравственных издержек. Вместо этого надо помнить слова древних римлян «зачем нужна война, если все равно скоро придет мир».