На фоне заявлений ряда экспертов о том, что конфликт на Ближнем Востоке не окажет существенного влияния на Россию, я хотел бы опровергнуть, что это так. Если за баррель на рынке нефти будут платить ниже 60 долларов, то российская экономика, на 66% зависящая от углеводородного цикла, попадёт в опасность. Это чревато коллапсом. Под ним подразумевается застывшая экономика.
Что такое застывшая экономика? Это не только быстрое исчерпание финансовых ресурсов, но и остановка движения на потребительском рынке, замерзание всей банковской системы и перебои со снабжением крупных городов. В крупных российских городах запасы продовольствия не планируются более чем на несколько недель. Такова специфика логистической системы в этой огромной земной географии.
Включение-выключение России из мировой экономики напрямую связано с участием России в международном разделении труда. Страна давно вышла из гонки за обладание средствами производства, и единственная задача её в мировой экономике — это маневрирование на международном рынке углеводородов.
Влияние России на формирование цен давно не такое, как это было ещё лет 10 назад, когда страна могла диктовать свою волю, будучи второй после Венесуэлы обладательницей крупнейших запасов «черного золота» и промышленного газа.
Возможности России влиять на формирование цен варьируются от чисто конъюнктурных (с кем Россия сумела договориться, а с кем нет) до очередного заявления о том, «кто в доме хозяин» — напоминания мировому сообществу о том, что у нас крупнейшие запасы сырья.
Маневрировать по ценообразованию становится всё труднее, лаг в этом вопросе исчисляется уже не месяцами, как это было недавно, а днями и часами.
Эксперты по мировой экономике прекрасно понимают, о чём я говорю. Моя традиционная аудитория удовлетворится тем, что я сейчас скажу: всё идёт к тому, что не сегодня-завтра могут произойти чрезвычайно важные события в мировой экономике такие как падение цен на нефть до критических. Под критическими мы понимаем 10-15 долларов за баррель.
Если кто-то думает, что шахер-махер или цирлих-манирлих на Лондонской бирже позволит выиграть время и обеспечить кратковременное (до конца 2023 года) цены не ниже 60 долларов, он ошибается.
Почему такие горе-прогнозисты неправы?
На днях мы узнали о передвижении ряда крупных флотов военно-морских объединений стран НАТО вдоль стратегической оси Средиземноморье-Атлантика. Появление в названной акватории крупнейших авианосцев в сопровождении флотилии крейсеров с боевой мощностью одновременного залпа 250 тысяч ракет и одномоментного появления в воздухе 250 боевых единиц ВВС с ракетами с неизвестными носителями, означает изменение стратегического баланса сил в «мягком подбрюшье» театра стратегического разворота событий конца 2023 — начала 2024 года в Европе.
Появление крупной группировки ВМС стран НАТО означает нарушение хрупкого баланса в мировой экономике и тупик переговорного процесса по формированию комплекса цен на углеводород стран, прилегающих к названному региону. Это напоминание странам Ближнего и Переднего Востока — производителям нефтепродуктов — о том, что любое эмбарго Западу приведёт к «эмбарго» на установление цен главным спонсорам «ближневосточных игроков» (прежде всего, Ирану), намерения которых сводятся к крупномасштабному наземному рейду с двух сторон на ближневосточный регион (прежде всего, Израиль).
Решимость руководства одного из спонсоров ХАМАС в ближайшие дни задействовать другую ближневосточную силу с противоположного фланга — Ливан, чтобы зажать с двух сторон вооруженные силы Израиля, не давая им маневрировать и адекватно реагировать, известна. По задумкам авторов предполагаемой военной операции, это позволит оккупировать часть израильской территории.
О серьёзности такого плана говорит ситуация в мягком подбрюшье Европы — появление беспрецедентно крупного подразделения ВМС НАТО, способного к масштабному реагированию в зоне боевых действий.
Данная ситуация приведёт неминуемо к падению цен на нефть, что чувствительно ударит по прямым и косвенным участникам непростой шахматной игры.
Обращает на себя внимание ряд публикаций в СМИ Лондонского Сити о том, что прогнозируется падение цен на основные марки нефти (происхождения из стран — спонсоров конфликта). Такие вещи до сих пор подтверждались. Не думаю, что на этот раз прогноз будет исключением.
Разброд и шатание в стане экспертов по миру говорит о том, что ни у кого нет точных данных относительно поведения Ирана и ВМС НАТО.