«Лес» Александра Островского — одна из самых известных его пьес, ставившихся в русских театрах начиная с момента создания в 1871 году. Казалось бы, каждый из нас на зубок знает сюжет и мало новизны извлечёт из постановки, однако Егору Перегудову удалось в Театре Маяковского придать ей свежий, оригинальный вид при полном сохранении текста и замысла автора.
На сцене в буквальном смысле был сооружен живописный потоп. Как будто символ разрушающейся дворянской России, которой после либеральных реформ 1861 года оставалось жить немногим более полувека. Гибнущее сословие не гнушается ничем, стремясь спасти свой образ жизни — и нарушая все человеческие и священные законы распродаёт всё, от леса (его продажа была запрещена) до души.
Те, в ком Ф.М. Достоевский видит «униженных и оскорблённых», кому он сопереживает и чью душу гениально исследует на страницах своих произведений, под безжалостным пером драматурга Островского предстают перед нами как нечто отвратительное и отжившее, неудачный вчерашний день.
Он — певец купеческой России, так же не понимает певца России дворянской, как и отживающее понятие чести, которое выглядит нелепым и смешным.
Но что же удивляться, если единственный, кого видит носителем чести Островский — это паяц? Потомок обнищавшего рода, актёр Несчастливцев сохраняет высококультурную дворянскую сущность в своём творческом призвании. Он выше предрассудков и благороден настолько, что ради принципов готов прозябать в нищете.
Ни на секунду не даёт нам Перегудов оторваться от переживания беды дворянства, создавшего великую русскую культуру. Вслед за Островским он спасает образ сословия через театр — лишь там ещё сохраняется искреннее слово и недопустима фальшь.
Несчастливцев — не абстрактный герой, у него был реальный прототип — Николай Хрисанфович Рыбаков, которого с подчёркнутым пиететом упоминают в своём мощном диалоге актёры. Артистическая беззаботность была его характерной чертой, и бесспорны благородство и талант.
Театр, театральная жизнь на сцене Театра Маяковского приобретает особое обаяние, красоту и масштаб. Что же ещё может уцелеть на зыбкой почве меняющейся общественной формации? И разве не все действующие лица у Островского не столько живут, сколько играют роль.
Подбор актёрского состава в обновлённом «Лесу» кажется идеальным. Кажется, будто каждый из образов выверен через полуторавековую историю лучших постановок.
Тут и безжалостно ненасытная Раиса Гурмыжская (Анна Ардова), и предприимчивый, в своём роде порядочный купец Восмибратов, и юная озорная пара Пётр (Илья Никулин) и Аксюша (Кира Насонова), которой предстоит жить по новым правилам…
Но самая большая находка, пожалуй, дуэт Несчастливцева (Вячеслав Ковалёв) и Счастливцева (Сергей Удовик), покоривший всех. Глядя на них, думается, что и без великой актрисы, которая предпочла труппе мещанский быт, у творческого союза впереди ещё долгая успешная театральная жизнь.
Пусть их — паяцев, больше не приглашают к столу богатые и успешные актёры, обыгравшие их в быту, но театр, устремлённый в Вечность, становится убежищем для духа в тяжёлые, подцензурные и безнравственные, времена.