Как паяцы в России стали носителями общественной морали

«Лес» Александра Островского — одна из самых известных его пьес, ставившихся в русских театрах начиная с момента создания в 1871 году. Казалось бы, каждый из нас на зубок знает сюжет и мало новизны извлечёт из постановки, однако Егору Перегудову удалось в Театре Маяковского придать ей свежий, оригинальный вид при полном сохранении текста и замысла автора.

На сцене в буквальном смысле был сооружен живописный потоп. Как будто символ разрушающейся дворянской России, которой после либеральных реформ 1861 года оставалось жить немногим более полувека. Гибнущее сословие не гнушается ничем, стремясь спасти свой образ жизни — и нарушая все человеческие и священные законы распродаёт всё, от леса (его продажа была запрещена) до души.

Те, в ком Ф.М. Достоевский видит «униженных и оскорблённых», кому он сопереживает и чью душу гениально исследует на страницах своих произведений, под безжалостным пером драматурга Островского предстают перед нами как нечто отвратительное и отжившее, неудачный вчерашний день.

Он — певец купеческой России, так же не понимает певца России дворянской, как и отживающее понятие чести, которое выглядит нелепым и смешным.

Но что же удивляться, если единственный, кого видит носителем чести Островский — это паяц? Потомок обнищавшего рода, актёр Несчастливцев сохраняет высококультурную дворянскую сущность в своём творческом призвании. Он выше предрассудков и благороден настолько, что ради принципов готов прозябать в нищете.

Ни на секунду не даёт нам Перегудов оторваться от переживания беды дворянства, создавшего великую русскую культуру. Вслед за Островским он спасает образ сословия через театр — лишь там ещё сохраняется искреннее слово и недопустима фальшь.

Несчастливцев — не абстрактный герой, у него был реальный прототип — Николай Хрисанфович Рыбаков, которого с подчёркнутым пиететом упоминают в своём мощном диалоге актёры. Артистическая беззаботность была его характерной чертой, и бесспорны благородство и талант.

Театр, театральная жизнь на сцене Театра Маяковского приобретает особое обаяние, красоту и масштаб. Что же ещё может уцелеть на зыбкой почве меняющейся общественной формации? И разве не все действующие лица у Островского не столько живут, сколько играют роль.

Подбор актёрского состава в обновлённом «Лесу» кажется идеальным. Кажется, будто каждый из образов выверен через полуторавековую историю лучших постановок.

Тут и безжалостно ненасытная Раиса Гурмыжская (Анна Ардова), и предприимчивый, в своём роде порядочный купец Восмибратов, и юная озорная пара Пётр (Илья Никулин) и Аксюша (Кира Насонова), которой предстоит жить по новым правилам…

Но самая большая находка, пожалуй, дуэт Несчастливцева (Вячеслав Ковалёв) и Счастливцева (Сергей Удовик), покоривший всех. Глядя на них, думается, что и без великой актрисы, которая предпочла труппе мещанский быт, у творческого союза впереди ещё долгая успешная театральная жизнь.

Пусть их — паяцев, больше не приглашают к столу богатые и успешные актёры, обыгравшие их в быту, но театр, устремлённый в Вечность, становится убежищем для духа в тяжёлые, подцензурные и безнравственные, времена.

Дарья Повереннова (Улита, ключница), Кира Насонова (Аксюша) и Анна Ардова (Раиса Павловна Гурмыжская,очень богатая помещица)
Дарья Повереннова (Улита, ключница), Кира Насонова (Аксюша) и Анна Ардова (Раиса Павловна Гурмыжская,
очень богатая помещица)
Ярослав Леонов (Буланов), Дарья Повереннова (Улита, ключница) и Сергей Рубеко (Карп, лакей Гурмыжской)
Ярослав Леонов (Буланов), Дарья Повереннова (Улита, ключница) и Сергей Рубеко (Карп, лакей Гурмыжской)
Сергей Рубеко (Карп, лакей) и Кира Насонова (Аксюша)
Сергей Рубеко (Карп, лакей) и Кира Насонова (Аксюша)
Дарья Повереннова (Улита, ключница)
Дарья Повереннова (Улита, ключница)
Анна Ардова (Гурмыжская, помещица) и Илья Никулин (Петр, сын купца Восмибратова)
Анна Ардова (Гурмыжская, помещица) и Илья Никулин (Петр, сын купца Восмибратова)
Кира Насонова (Аксюша) и Ярослав Леонов (Буланов)
Кира Насонова (Аксюша) и Ярослав Леонов (Буланов)
Виталий Ленский (Восмибратов, купец), Илья Никулин (Петр, его сын) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Виталий Ленский (Восмибратов, купец), Илья Никулин (Петр, его сын) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Премьера спектакля Лес в Театре им. Маяковского, реж. Егор Перегудов
Премьера спектакля Лес в Театре им. Маяковского, реж. Егор Перегудов
Виталий Ленский (Восмибратов, купец) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Виталий Ленский (Восмибратов, купец) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Дарья Повереннова (Улита, ключница) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Дарья Повереннова (Улита, ключница) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Дарья Повереннова (Улита, ключница) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Дарья Повереннова (Улита, ключница) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Вячеслав Ковалев (Несчастливцев) и Сергей Удовик (Счастливцев)
Вячеслав Ковалев (Несчастливцев) и Сергей Удовик (Счастливцев)
Спектакль Лес по одноименной пьесе А. Островского в Театре им. Маяковского
Спектакль Лес по одноименной пьесе А. Островского в Театре им. Маяковского
Илья Никулин (Петр, сын купца Восмибратова)
Илья Никулин (Петр, сын купца Восмибратова)
Ярослав Леонов (Буланов) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Ярослав Леонов (Буланов) и Анна Ардова (Гурмыжская, помещица)
Анна Ардова (Гурмыжская, помещица) и Вячеслав Ковалев (Несчастливцев)
Анна Ардова (Гурмыжская, помещица) и Вячеслав Ковалев (Несчастливцев)
Ярослав Леонов (Буланов)
Ярослав Леонов (Буланов)
Виталий Ленский (Восмибратов, купец), Сергей Удовик (Счастливцев), Вячеслав Ковалев (Несчастливцев) и Ярослав Леонов (Буланов)
Виталий Ленский (Восмибратов, купец), Сергей Удовик (Счастливцев), Вячеслав Ковалев (Несчастливцев) и Ярослав Леонов (Буланов)
Вячеслав Ковалев (Несчастливцев) и Сергей Удовик (Счастливцев)
Вячеслав Ковалев (Несчастливцев) и Сергей Удовик (Счастливцев)
Спектакль Лес в постановке Егора Перегудова в Театре им. Маяковского
Спектакль Лес в постановке Егора Перегудова в Театре им. Маяковского
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку