Как выглядел предшественник Парфенона, рассказало граффити

Как выглядел предшественник Парфенона, рассказало граффити

Холмы Вари — южного пригорода Афин — испещрены рисунками и надписями скучающих пастухов древней Греции. Более 2000 граффити изображают военные корабли-триремы, мчащихся лошадей, стаи охотничьих собак и неприличные эротические сцены.

Датируемые 6 веком до н.э. рисунки уже два десятилетия являются предметом тщательных научных изысканий, проливающим свет на обычаи, мировоззрение и уровень грамотности обычных граждан.

Совсем недавно было обнаружено крошечное граффити, вырезанное на мраморном выступе, которое, рассказывает об утраченном храме, стоявшем на 156-метровом скалистом холме — Акрополе — где сейчас находится известный Парфенон.

Граффити, обнаруженное на грунтовой дороге, ведущей от побережья к сигнальной башне на вершине холма, изображает фасад здания с пятью колоннами и ступенями, ведущими к нему. Как и современные городские вандалы уличные художники, пастух оставил под рисунком своё имя: Микон. Второе слово, которое змеится вокруг изображения храма, — Гекатомпедон, что переводится, как «100-футовый», свидетельствуя о храме огромных размеров и большого общественного значения.

Набросок граффити с указанием достаточно четких линий и букв.
Набросок граффити с указанием достаточно четких линий и букв.

Этот небольшой набросок стал предметом исследования Мерла Лэнгдона и Янрика ван Рукхейзена, очёт о котором авторы опубликовали в Американском археологическом журнале. По их словам, граффити описывает храм, расположенный на южной стороне Акрополя, который предшествовал Парфенону.

Своё условное название храм получил благодаря размерам центральной части здания — наоса — 100 на 50 аттических футов (32.8 на 15.4 м, соответственно). Стофутовая мера в древнегреческой архитектуре несла сакральный смысл и служила мерой при строительстве многих сооружений.

«Гекатомпедон, который только появился на священной скале Афин, был естественным источником благоговения Микона, — пишут учёные. — Его рисунок теперь считается самым ранним свидетельством восхищения архитектурой Акрополя — и первым из многих, которые появятся позже».

Место расположения граффити
Место расположения граффити

Исследователи смогли датировать граффити второй половиной VI века до н. э., благодаря тому, что надписи сделаны на древнем аттическом алфавите. Это означает, что древнейший храм Афинского акрополя, посвященный богине Афине, по меньшей мере на 50 лет старше Парфенона.

Знаменитый Парфенон, с которого сегодня открывается вид на Афины, был построен после греко-персидских войн, в ходе которых персы разграбили все здания на вершине Акрополя в 480 году до н.э.

Существование Гекатомпедона, предшественника Парфенона, не подлежит сомнению. Весь холм когда-то назывался Гекатомпедон, и в указе от 485 года до н.э. упоминается о существовании одного такого здания на Акрополе.

Вместе с тем, учёные уже давно спорят о том, какую именно функцию выполнял этот Гекатомпедон. В указе просто говорится, что он использовался для «хранения сокровищ»; некоторые утверждают, что это соответствует обычной роли храма, в то время как другие утверждают, что речь идёт о большом внутреннем дворе на Акрополе.

«Рисунок может стать основой для будущих исследований архитектурной истории Акрополя, — пишут авторы. — Это подтверждает мнение о том, что термин относится к храму на южной стороне акрополя архаического периода, хотя точное место его пока неопределено».

Граффити на краю мраморного выступа
Граффити на краю мраморного выступа
Поделиться с друзьями
Subscription