Сегодня как никогда в Испании придаётся значение образу страны на международной арене. Испания для России — это нечто экзотическое, что-то наподобие Кубы для Испании. То есть, сладкое, терпкое, но при этом очень приятное и привлекательное.
Сегодня пойдёт речь о трёх династиях, правивших в Испании на протяжении восьми веков. Мы будем смотреть на Испанию через призму архитектуры. Три династии: Габсбурги, Бурбоны и Трастамара создали три шедевра в архитектуре, дали три различных сигнала в мир.
Бурбоны — классическая династия XVI-XVII веков в Европе, правившая в разное время в 16 государствах Старого Света. Сейчас она сохранила свои позиции лишь только в Испании, хотя, как мы знаем, ещё в совсем недалёком прошлом она была третьей по значению в мире после Габсбургов и Гогенцоллернов.
Что тут удивительного? Бурбоны — влиятельная династия со своим вкусом, стилем и проекцией в мире. Это отразилось и на архитектуре.
Многие говорят, что у Бурбонов было своё видение мира и своё понятие красоты. Возможно, это так, а возможно этот тезис спорен. Мы сегодня поговорим об удивительном архитектурном шедевре, который стяжал славу этой династии и заявил об Испании времён правления этой семьи миру.
Что и говорить, из почти 500 выдающихся произведений архитектуры, построенных прямо или косвенно при участии представителей этой династии, наиболее ярким, красочным, сочным и персональным по отношению к этой династии стал дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо. Работы начались в 1721 году и закончились при выдающемся представителе династии Карлосе III. Чем известен этот дворец и какое послание миру сделала с его помощью Испания?
Филипп V отрёкся от престола и поселился на этой ферме, где было огромное количество животных (в частности, оленей, ланей, косуль), которая в ту пору получила название «маленького Версаля», где монарх погрузился в «размышления о смерти и о спасении своей души». Испания в этот период переживает особое экономическое состояние — заканчиваются огромные средства, поступавшие доселе из Нового Света, и Испания из экстраверта вновь превращается в интроверта и погружается в летаргический сон, из которого она не вышла окончательно и сегодня.
Великолепен дворец, пейзаж и ландшафт Ла-Гранхи. Но выдающимся шедевром архитектуры времён Габсбургов стал дворец-монастырь близ Мадрида Эль Эскориал.
Огромное сооружение-пантеон, получившее название «восьмого чуда света», представляет собой полугражданское, полувоенное, полуоборонное сооружение, находящееся на высоком холме и являющее собой образ аскезы — образ эпохи и, конечно же, образ самого хозяина Филиппа Второго.
Хозяин — нелюдимый, погружённый в свои кошмарные видения и длительные депрессивные состояния — великий император великой империи, строил этот дворец-крепость как капитолий, возмещающий миру о вечном превосходстве Испанской империи над миром.
Очень много общего в изображениях монарха на картинах с архитектуры, воплощённой четырьмя гениальными архитекторами эпохи Великого Габсбурга. Сухощавый, бледный, в чёрной одежде, с глубоким глухим взглядом надменных глаз, с рукой, нервно постукивающей своими пальцами по мраморному столу — таков образ монарха практически на всех полотнах 16 живописцев, исполнивших его образ, образ абсолютного властителя мира.
Эль Эскориал — его детище, его творение, его любимая игрушка и одновременно его любимое детище, где он и был в конце концов похоронен — это по сути дела изображения одного и того же существа, только разными инструментами. Заметим, что только летом монарх проводил время здесь после 1561 года, а лето он проводил в других местах — Аранхуэсе и Пардо. Только после сорока лет, когда монарх заболел подагрой и стал одеваться во всё чёрное, он стал проводить всё время в Эль Эскориале. Именно с этого момента начинается самый страшный период в истории Испании, да и всей Европы.
Первый архитектор Баутисто де Толедо — автор изначального проекта архитектурного шедевра — реализовал идеи монарха-отшельника, создав «дом божий» (Domus Dei) на Земле. За основу были взяты характеристики храма в Иерусалиме как места аскезы и молитвы. Выдающийся габсбург умер на 81 году жизни в этом дворце-замке, который стал символом Испании как мировой империи. Главное послание этого сооружения состоит в том, что жестокость, насилие и власть всегда шли и будут идти рука об руку.
Нет ничего удивительного в том, что после прихода Бурбонов на место Габсбургов, последние захотели искоренить в архитектуре всё до последнего следа, что олицетворяло бы символы прежней.
Династия королей семьи Трастамара, правившая в средневековой Испании, строила замки в классическом для той поры в Европе стиле: высокие стены, неприступные остроконечные башни, переплетающийся серпантин сложных лабиринтов и лестниц внутри замка. Однако замок, получивший название Алькасар в Сеговии, поистине шедевр средневековой архитектуры даже на фоне огромного числа подобных сооружений в Европе.
Дело в том, что в этом замке, который достигает до 125 метров в высоту и до 60 метров в самой широкой части по диаметру, является не просто красивым, ажурным, но и удивительно удобным для жизни архитектурным сооружением. Здесь следует добавить, что это архитектура оригинальная, присущая именно эпохе династии Трастамара. Сооружение начало своё путешествие в истории в XII столетии. Уже известно, что в 1256 году по приказу Альфонсо X Мудрого оно стало первой резиденцией монарха.
Выдающийся испанский монарх был крупным учёным, которого интересовали даже астрономия, математика и точные науки. В замке находилось помещение (предположительно в башне высотой 80 метров), откуда монархи время от времени заглядывали вместе со своими консультантами по прочтению движения жизни по звёздам. Долгие часы, проведённые монархами в замке, сказались и на всей мировой истории.
Известно выражение о замке испанского писателя и политического деятеля Дионисио Ридруехо, которое звучит так: «Замок олицетворяет собой самую изысканную ложь, выраженную в камне, о которой только мечтает ребёнок». И в самом деле, когда ты видишь перед собой это аристократическое возвышенное архитектурное произведение, ты понимаешь, что в стране происходят события, которые впоследствии будут выплеснуты в огромную мощь и значение королевской власти. В замке сосредоточились сила и мощь испанской политической мысли и шла подготовка к всемирной экспансии.
В этом замке побывала уже в XV веке Изабелла Кастильская, и вдохновившись воздухом Алькасара, она наметила тот путь, который был предначертан Испании первыми создателями этого замка — первыми представителями династии Трастамара.