Британский археолог Уэйнман Диксон, проводивший в 1872 году свои раскопки в пирамидах Гизы в Египте, в одной из них обнаружил бесценный для науки клад: пулю, бронзовый крючок, предположительно используемый для строительства, и коробку с сигарами (то, что от неё осталось), украшенную древнеегипетским флагом, предположительно, портсигар из кедрового дерева. К сожалению, последний артефакт бесследно исчез, и учёные долгое время не могли ничего узнать о привычках фараонов. И вот, полтора века спустя появился шанс на полноценное исследование.
Дело в том, что время своих открытий в XIX веке Диксон общался с шотландцем — доктором Джеймсом Грантом, приехавшим в Египет для борьбы с холерой, с которым они были дружны. После смерти доктора Гранта в 1895 году его коллекция, включавшая египетские артефакты, была завещана родному Абердинскому университету.
В 1946 году согласно посмертной воле отца его дочь отдала фрагмент кедрового портсигара университету, но он не получил полноценного описания и потому до сих пор не был обнаружен исследователями.
Но в конце 2019 года помощник по хранению Египта Абир Эладани, просматривающий азиатскую коллекцию университета, наткнулся на коробку с сигарами и заинтересовался ей. Анализ позволил датировать фрагмент дерева между 3341 годом до н. э. и 3094 годом до н. э. То есть, она была изготовлена примерно за 500 лет до строительства пирамиды.
Учёные предполагают, что это часть знаменитых «реликвий Диксона», которые могли быть оставлены здесь строителями пирамид.
По словам Нила Кертиса, руководителей музеев и специальных коллекций в Абердинском университете, результаты проведённой углеродной датировки представляют собой «откровение», которое «несомненно возродит интерес к реликвиям Диксона и прольёт свет на Великую Пирамиду». «Я когда-то работал над раскопками в Египте, но никогда не предполагал, что именно здесь, на северо-востоке Шотландии, я найду что-то столь важное для наследия моей собственной страны», — обрадовался Абер Эладани.
Учитывая, насколько активно сейчас правительство Египта в изучении своих памятников, можно не сомневаться, что вскоре о курении фараонов станет известно что-то новое.