Разговор об Альфонсе XIII в Испании сегодня актуален как никогда, потому что в стране запущен процесс сбора подписей в поддержку референдума о монархии.
Сегодня говорим о почти забытой фигуре — последнем монархе перед свершением Великой Апрельской Социалистической революции.
Личность Альфонса XIII Бурбона — незаурядная по целому ряду причин. Во-первых, он довёл свою страну до революции, не сумел с ней совладать. Во-вторых, на нём не пресеклась династия Бурбонов — её торжество мы видим и поныне. В-третьих, он был на троне дольше всех в Европе, уступая лишь Великой королеве — «бабушке Европы» — Виктории. Альфонс XIII царствовал 46 лет.
Вспоминаются слова современников Льва Николаевича Толстого, которые отмечали, что великий русский мыслитель и писатель до последнего не верил в свою кончину: он собирался жить вечно. Даже его исход из Ясной Поляны с котомкой за плечами и с посохом в руках, когда он ушёл практически в никуда, был не поиском кончины, но исканием своего духовного пути в конце жизни.
Как отмечают близкие королю люди, его неожиданная кончина на железной кровати смотрителя полустанка стала неожиданностью не только для современников, но и для него самого. Альфонс XIII собирался править вечно. Как отмечают в его окружении, он и помыслить не мог, что назревают бурные события, которые коснутся не только страны, но и его лично. Он закончит свои дни в эмиграции, проводя большую часть своего времени за чтением книг Святых Отцов. Король остался верен себе.
Почему мы сегодня вспоминаем эту удивительную, полузабытую, полунераскрытую фигуру исторического масштаба? О нём писали все современники, не только испанцы и не только в России, не только политические деятели, но и Отцы Церкви.
Сегодня в Испании всё чаще и чаще слышится вопрос о том, насколько нужна монархия, и что она даёт общественному развитию? Хочется напомнить слова великого английского политического деятеля Уинстона Черчилля, красочно описавшего судьбу этого противоречивого, но незаурядного государственного деятеля.
Самое увлекательное чтиво в литературе — мемуаристика. Если мемуары принадлежат человеку, совершившему огромный переворот в политике, это тем более так. Молодому поколению, помимо учебников по политэкономии, я бы рекомендовал читать мемуары крупных политических деятелей, даже если их воззрения не соответствуют Вашим. Полезней этого ничего нет.
Очерк Черчилля об Альфонсе XIII — это удивительное эссе одного политического деятеля о другом. Жёстко, безукоризненно честно, личностно, но благородно, как подобает дворянину и аристократу. Он с уважением пишет о монархии, пусть и другой страны.
В этом же сборнике, который я упомянул, даётся очерк о Троцком. Прочнее, чем автор приковывает этого политического деятеля России к позорному столбу, приковать невозможно. Убийственная характеристика на века закапывает этого человека глубоко под землю, откуда и впрямь история затруднится его достать даже в отдалённом будущем. Очерк, идущий вслед, посвящён Альфонсу XIII — это тёплое посвящение людям, которые вопреки своему желанию несли свой долг как крест (как они его понимали перед народом и перед Вечностью).
Главный вывод, который делает Черчилль: «Король не всегда хорош как политический деятель, это правда. Но он хорош как Верховный правитель, и вот почему. Он имеет право на ошибку, за неё его может покарать либо Господь, либо он сам. Монарх предстоит перед Вечностью и историей. Совершая ошибки, он испытывает немыслимые угрызения совести, доходящие до физической боли».
Так было и с нашим героем. Его исход из Испании был одновременно и освобождением от непосильного бремени, которым монарх тяготился в силу личностных, человеческих качеств: Альфонс XIII не был кровожадным, не был убийцей, не преследовал инакомыслящих, старался всех примирить, но, как известно, у него это не получилось.
До конца своих дней он испытывал душевные мучения, сопровождающиеся мыслями о сохранении своей династии и своего рода. Его пример с точки зрения морали и истории весьма поучителен. Он пытался спасти всех, включая даже несчастного Николая II, поскольку предполагал его несчастный конец.
Собственная судьба Альфонса XIII была более благополучной с точки зрения политики, но с точки зрения душевной боли она также была значительной.
Уинстон Черчилль в своих воспоминаниях о встречах и судьбе Альфонса XIII отмечает, что это пример служения своей стране, своей высокой миссии. Он говорит, что этот человек не был создан для побед, но он не был создан и для тирании. В этом его значение для истории.
Мысль, к которой подводит нас английский политический деятель (авторитетный как для левых, так и для правых), говоря о монархии — это высшее воплощение традиций, сложившихся в стране, которое охраняется не правом, основанным на насилии, а правом, основанным на морали и духовном трепете.