1 апреля генерал Франко объявил об окончании Гражданской войны, и эта дата была принята как официальная. Диктатор получил власть 28 марта в результате соглашения, достигнутого между представителями республиканского правительства и войсками Франко, после чего в Мадрид беспрепятственно вошли 200 тысяч вооруженных людей, которые два дня грабили, убивали, проливали реки крови, проводили бессудные расстрелы.
С 18 июля 1936 года по 1 апреля 1939 года в Испании шла Гражданская война, завершившаяся не восстановлением у власти законного правительства, пусть и республиканского, но пришедшего законным путем в результате выборов представителей тех политических сил, которые в ту пору были главенствующей силой в этой Пиренейской стране.
Внутренний конфликт в Испании повторил как по лекалам события в далёкой по географии стране 1918-1922 годов. Произошло то, что мы называем беспрецедентным кровавым гражданским конфликтом, в результате которого была установлена диктатура. Испания потеряла 3 миллиона человек притом, что в Первой Мировой она вообще не участвовала.
«Исход» — эмиграция из Испании по политическим мотивам, ни до, ни после не имел исторических аналогов. До сих пор цифра уточняется — от 500 тысяч до 2.5 миллионов человек.
В основном это были молодые люди детородного возраста, как правило, получившие то или иное образование, и Испания лишилась лучших представителей трудового класса, наполнив до краёв прекрасными специалистами самых востребованных профессий почти все страны Европы, от Франции до Швеции.
До сих пор можно встретить членов правительства, академиков, генералов, генпрокуроров и даже премьер-министров испанского происхождения во многих европейских странах. На особом месте — Англия, где, по подсчетам специалистов, с 1939 года в верхних эшелонах власти насчитывалось не менее 16 выходцев из семей испанцев-республиканцев, включая четырех членов кабинета министров и ряд советников главы британского королевского дома. Самый известный из них — Майкл Портильо.
Моя мать, работая в ООН в середине 1970х годов, называла генерала Давила одним из самых успешных сотрудников её подразделения, а он был бывшим республиканским начальником.
Испанская Гражданская война — сильный человеческий урок, всемирно-историческое значение которого ещё не получило достаточного осмысления, однако произошло то, что в правоведении называется установлением экстраординарной магистратуры. Это ничто иное как диктатура, поскольку всякое установление власти насильственным путем, в отличие от ординарной магистратуры (законной), является чрезвычайным происшествием в естественной преемственности общественного развития.
Ординарная магистратура в Испании восторжествовала только после кончины Франко в ноябре 1975 года. При этом годы правления диктатора зачтены в историческом календаре как годы правления последнего короля Испании — Альфонсо XIII, находившегося в эмиграции.
Уроки нельзя не учитывать, их нужно осмыслять, чтобы они не повторились. Всегда найдутся те политические силы, которые не будут согласны с всенародно избранным правительством.
Уроки испанской истории — уроки мировой истории. Гражданскую войну в Испании нельзя рассматривать вне контекста общественных событий на европейском континенте.
Испанская трагедия была прелюдией к драме Второй Мировой войны, итоги которой законсервировали (подтвердили статус кво) в Европе. Союз Черчилля и Рузвельта позволил продолжить находиться у власти режиму Франко, благодаря чего последнему удалось избежать Нюрнбергской скамьи.
До сих пор ведутся споры, было ли письмо Черчилля в ООН, или спасти криминальный режим позволило стремление американцев открыть свои военные базы в Торрехон де Ардос, или этому способствовал флирт Франко с уважаемым среди европейских демократий графом Хуаном Барселонским, сыном Альфонса XIII. Но что-то дало возможность продолжить агонию диктатуры…
Как бы там ни было, конституционная монархия, восторжествовавшая в Испании в 1975 году — закономерный итог переговоров двух лагерей оппозиции с представителями бункера. В частности, с Карлосом Арриасом Наварро, уполномоченным советником короля Торкуато Фернандесом де Миранда.
В результате, в Испании установился режим, устроивший всех, включая радикальную оппозицию — баскских националистов и Испанскую коммунистическую партию, которая 10 лет перед приходом к власти короля Хуана Карлоса Первого вела в эмиграции в Париже интенсивный диалог, имея за спиной поддержку практически всех европейских влиятельных кругов — от христианских демократов до крупнейших консервативных партий (ХСС, британских консерваторов и тп).
Однако дата 1 апреля 1939 года не верна с точки зрения исторической реальности как дата завершения Гражданской войны не только в связи с тем, что падение режима должно привести к переосмыслению этого события. Было бы справедливо считать концом Гражданской войны упразднение органов власти республики в эмиграции и отказ от своих полномочий последнего президента Республики Мальдонадо в 1977 году.
Я вспоминаю приезд Хуана Карлоса Первого в Москву с официальным визитом. Это произошло во времена генсека КПСС К. Черненко, когда высокий визитер потребовал прихода представителей 15 семей испанцев, находящихся в Москве, чтобы символично пожать им руку и засвидетельствовать официальное окончание Гражданской войны и переход на рельсы мирного диалога внутри Испании и за её пределами. У меня хранится фотография, где мой отец жмет руку испанскому монарху; я сам сопровождал отца на той исторической встрече.
Кроме того, хочу напомнить, что боевые действия регулярной республиканской армии продолжились и после 1939 года. Известные случаи происходили в долине Аран (Арагон) и ряде мест Пиренеев-Наварры и северной Страны Басков. В мае 1962 в долине Аран было несколько крупных сражений, которые вполне могли привести к контролю над этой частью горной Испании юрисдикции республиканских частей.
Коммунистическая партия Испании имела в своем составе боевое подразделение, политическое руководство которой вплоть до роспуска компартии находилось в Париже или Бухаресте.
Весной 2014 года в передаче «Власть факта» на телеканале Культура, посвященной итогам Гражданской войны, справедливо поднимался вопрос о том, можно ли считать 1 апреля 1939 года концом войны, если боестолкновения продолжились до 1967 года. Я ставил вопрос о датировке ещё тогда. Надеюсь, что однажды мой голос и аргументы будут приняты к сведению.