Король Испании Альфонс XIII пытался освободить Николая II

Широко известно о многочисленных попытках целого ряда стран, прежде всего, монархических на последнем этапе пребывания царской семьи в заключении вызволить из него императора и его ближайшего окружения. Усилия короля Испании Альфонса XIII по вызволению царской семьи — малоизвестная страница современной истории.

Сегодня в Испании придаётся большое значение эпизодам Новой и Новейшей истории, проливающей свет на величие испанской монархии, и это неслучайно. В СМИ Испании и Европы создаётся образ Испании как исторической монархии, которая, «несмотря ни на какие перипетии, всегда стояла на страже закона и монархии».

Прошло более века с тех пор как стало известно о конкретных усилиях главы королевского дома Испании по вызволению Николая Второго и его семьи из заточения. Сначала — из рук Временного правительства, а затем и большевиков, и о перемещении всей семьи в Испанию.

Первые сообщения о том, что такие действия предпринимались, попадали в печать ещё в первые дни после Февраля, а затем и вскоре после Октября 1917 года.

Известно, что Посольство Испании, и конкретно — Посол Испании в Санкт-Петербурге, неоднократно встречался с представителями Временного правительства и правительства большевиков и представителями дипкорпуса для решения насущного вопроса — требования короля Альфонса XIII о выдаче ему всех членов царской семьи и перемещении её в Испанию.

В испанскую печать просочились цитаты из воспоминаний сотрудников Посольства, которые широко приводились в испанской прессе в 1958 году как доказательство таких усилий. Интересно то, что ещё в апреле 1958 года был предан огласке специальный доклад под названием «Трагические события в России и участие в них Альфонса XIII». Автором доклада был виконт Пегуллал, выполнявший обязанности секретаря Посольства Испании в Санкт-Петербурге.

Известно, что Испания во времена Первой мировой войны была нейтральным государством, что давало ей право выполнять посреднические функции по защите семьи Николая Второго. Как отмечается в докладе виконта, Альфонс XIII, отвечая на многочисленные требования граждан Испании (но не только их) направил приказ Послу Луису Варела предпринять все возможные меры для высвобождения царской семьи из плена и направлении её в Испанию в резиденцию города Ла-Тоха.

В то время Альфонсу XIII уже было известно, что семья Николая Второго находится, и что действенных мер для её спасения ни одной монархической страной не предпринимается. Это следовало из многочисленных встреч дипломатического корпуса, проводимых испанским посольством в Петербурге. По свидетельству Посольства, Франция выполняла роль координатора дипломатического корпуса европейских стран по защите царской семьи.

Как указывает в своём докладе виконт Пегуллал, на одной из таких встреч Посол Варела выступил с яркой наступательной речью с требованием передать ему полномочия на перемещения членов царской семьи в Испанию, для чего у него есть полномочия от главы Испанского государства.

Как отмечается в документе, несмотря на то, что речь Посла была выслушана с большим вниманием и трепетом, его коллеги по дипкорпусу «не услышали». Так, в частности, отмечается, что французский посол, взяв слово в конце этой встречи, лишь поблагодарил испанского монарха за благочестивые мысли, но отметил, что царская семья находится под протекторатом российского правительства и «всякие действия дипкорпуса могут быть расценены как вмешательство во внутренние дела суверенного государства».

Однако уже через несколько недель судьба семьи Николая Второго была решена, а представители царской семьи 20 июля 1918 года оказались в Екатеринбурге. Стало понятно, что спасти её не удалось. Между тем, испанский королевский дом продолжал настаивать на поисках императора и членов его семьи и на их спасении. Давление испанского правительство стало оказываться уже на большевицкое правительство с тем, чтобы «семья могла бы в целости и сохранности направиться в Испанию».

2 августа того же года, по свидетельству министерства иностранных дел Франции, усилия испанского королевского дома продолжились. Приводится телеграмма от 3 августа того же года на имя британской королевы Виктории о том, что Альфонс XIII продолжает усилия для спасения хотя бы царицы Александры и её дочерей. Хотя уже в этой телеграмме упоминается запись о том, что, по всей видимости, царя уже нет в живых.

Даже несмотря на то, что 16 июля 1917 года, по информации, исходящей от английского правительства, царь и его семья были казнены, испанское правительство продолжало усилия по вызволению семьи российского монарха и о предоставлении ей убежища в Испании.

В заключение хочется отметить, что в последние дни в Испании придаётся большое значение русской тематике. Она подаётся в интересном и очень доброжелательном ключе, особенно применительно к нынешним российским властям, в частности, упоминается, что правительство Бориса Ельцина предприняло усилия по воздаянию справедливой исторической оценке трагическим событиям 1917 года. Испанская пресса приводит слова Бориса Николаевича во время акта перезахоронения останков семьи последнего императора, когда он сказал, что склоняет голову перед семьёй, которая погибла при столь трагических обстоятельствах.

Однако в прессе отмечается, что никакого акта покаяния не последовало, и не последовало никаких действий, которые бы закрепили несправедливость событий той поры, и не были компенсированы жертвы. И даже сам факт жертвоприношения огромного числа невинно пострадавших людей не признавался.

Поделиться с друзьями
Subscription