Грустные выводы о грустной проблеме банкротства в России прозвучали из уст экспертов юридической компании BEITEN BURKHARDT на её семинаре «Практический обзор ключевых правовых позиций Верховного Суда РФ за 2019 год». В «стране банкротов», как часто в кулуарах называют Россию, кредиторам становится всё труднее получить возмещение своих требований.
За 2019 год, по сообщениям СМИ, в России было признано банкротами 69 тысяч человек (+57% к 2018 году). Число же потенциальных банкротов увеличилось до 1.15 миллионов человек. Кредиторы людей, признанных судом банкротами, в прошлом году зачастую оставались ни с чем — по статистике, их требования были удовлетворены только на 3.5% (из 226 получили возмещение только 8 миллиардов рублей).
Но и этой более чем скромной сумме, вероятно, предстоит уменьшиться, поскольку изменения в Закон о банкротстве и решения высшей инстанции — Верховного суда РФ в 2019 году, проанализированные юристами BEITEN BURKHARDT, в большинстве случаев отнюдь не способствовали удовлетворению требований кредиторов.
Что мешает удовлетворению требований кредиторов? Во-первых, сальдирование. Теперь нет возможности выставлять однородные требования по различным договорам. Во-вторых, удлиняются сроки возврата имущества и денег — всё чаще суд не даёт кредитору забрать своё имущество, опасаясь ущемления прав других кредиторов. В-третьих, кардинально изменилась процедура оспаривания прав кредиторов, причём в сторону, не способствующую их реализации. Например, кредиторы «пятой очереди», ничего не внесшие в конкурсную массу, теперь не имеют права на возмещение, но могут рассчитывать исключительно на неустойку.
Было, однако, и нечто светлое в этой грустной теме, чем юристы поделились из собственной практики. Оно относится к типичной ситуации, когда, предчувствуя банкротство, должник «бегает» по всей России (открывает компании то тут, то там) в надежде избежать ответственности, пользуясь такой лазейкой в законодательстве, что дела по банкротству рассматриваются по месту жительства. «Бега» потенциального банкрота вылетают в копеечку потенциальному кредитору, которому приходится работать над возмещением требований в территориально разных инстанциях. И вот, по одному из таких дел Верховный суд убедился в намеренности «бегов», принял соответствующие доказательства, и вынес решение в пользу кредитора.