Крушение императорского поезда и сдерживание зла

137 лет назад произошло происшествие, которое могло перевернуть весь мир, не говоря о событиях в России. Но если гибель эрцгерцога Фердинанда Карла Австрийского-Эсте и его супруги Софии Гогенберг привела к полному переформатированию всей земной цивилизации, то события в Борках 17 (29) октября 1888 года старались не выпустить за пределы кабинетов. Однако они тоже имели грандиозные последствия.

Императрица Мария Федоровна — жена Александра Третьего (принцесса Дагмара до замужества) в письме брату королю Греции Георгу описывала событие так: «Страшная катастрофа, унесшая большое количество людей, разрушение самого поезда». В результате погиб 21 человек, двое скончались в больнице, 68 были ранены, 10 вагонов из 15 сошли с рельсов, хотя два первоклассных локомотива нисколько не пострадали и были готовы к эксплуатации. Особо императрица отмечала гибель камер-казака Тихона Сидорова и других близких ей членов личного конвоя Е.И.В.

Главными источниками по этому событию являются заключение Анатолия Кони — главного прокурора Сената по особым происшествиям, руководителя комиссии, расследовавшей крушение поезда; воспоминания Вел.Кн. Ольги Александровны и военного министра Владимира Сухомлинова.

Воспоминания говорят, что взрыв был. По одной из версий, помощник повара, который сошел на станции перед остановкой поезда, и был исполнителем зловещего заказа.

Почему Александр Третий не дал ход маргинальному выводу, к которому пришло его окружение? Ну, нашли бы повара, а дальше что? Это была бы ещё одна история в череде многочисленных подобных историй, которые наводняли как центральную, так и локальную губернскую печать.

Будучи 16-летним юношей, когда я впервые прочитал о событиях в Борках (теперь Змеевский район Харьковской области), мне было интересно, почему без видимых причин это происшествие не имело последствий — никого не посадили, не расстреляли — как-то не по-советски. Почему император спустил всё это на тормозах.

В кругу моей семьи рассказывали. «Императорская семья устала от терактов. Террористы буквально кружили вокруг императорской семьи и высших чинов государства. Все чиновники, которые отвечали за путешествие семьи из Крыма домой в Петербург, были впоследствии уволены, но не были расстреляны или посажены в тюрьму, как того требовал момент. Вся семья, включая Александра Третьего хотели увести общественность от проблемы терроризма, не от миролюбия и попустительства — для того чтобы не давать впоследствии никому повода для повторения. По этой причине результаты следствия, которое проводил не только Кони, но и железнодорожное ведомства, пришли к противоположным выводам».

Бог миловал моего прадеда, бывшего начальника Курско-Харьково-Азовской железной дороги, к моменту трагедии передать руководство участком будущему премьер-министру, в то время директору департамента путей сообщения С.Ю. Витте.

Через 10 лет, в конце октября 1894 года, Николай Второй с супругой посетил место крушения поезда, где было отмечено счастливое избавление царской семьи. Малышка Вел.Кн. Ольга, которой в то время было всего два годика, силой волны, исходящей от крушения поезда, была выброшена на насыпь и не пострадала. Ссадины, вывихи, ушибы были у всех без исключения членов семьи, а император потянул спину из-за того, что держал на руках крышу вагона-столовой, где они находились во время завтрака. Это позволило всем членам семьи свободно покинуть столовую и выйти на насыпь.

Задачей С.Ю. Витте было вывести железнодорожное ведомство из-под удара, Задачей Федора Кони было исключить из следствия чиновников. Версия о теракте публично не рассматривалась, чтобы не преумножать зла.

После гибели Александра Второго от теракта на месте взрыва появился Храм Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге. В месте покушения на Александра Третьего в Борках был поставлен Храм Христа Спасителя. Там Николай Второй и молился о поминовении родителя. Этот храм был построен в 1881-1884 годах, обзавелся благотворительными учреждениями, памятником и музеем, и разрушен в 1943 году. 

Но судьба России неприкосновенна. Её духовный путь, роль флагмана в православной цивилизации будет жить несением духовной миссии, освящающей путь цивилизации. Именно этот путь оберегали наши предки, сдерживая зло крестом.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.