28-29 июня 2019 года в Осаке (Япония) состоится саммит глав стран большой двадцатки (G20), в котором примет участие Президент России. В преддверии этого визита многих журналистов интересовал вопрос, ожидать ли каких-то сюрпризов?
Этот вопрос Путину задали японские корреспонденты, на что, по словам ведущего передачи «Вести в субботу» и владельца британского паспорта Брилёва, президент сухо отвечал, что мирный договор опять откладывается.
Продолжая дальневосточную тему, ведущий от лица жителей Южных Курил спросил, что их жителям вообще ждать?
«У нас существует целые большие программы развития Дальнего Востока, включая Южные Курилы. Все эти программы будут реализовываться: и по развитию экономики, и рыбной отрасли, и других составляющих. Мы будет развивать там инфраструктуру. Аэропорт открылся недавно», — напомнил Путин.
«Детишки флаг поднимали российский, — вторил ему журналист. – Не придется спускать?»
Владимир Путин ответил: «Ну, нет. Таких планов у нас нет».
По итогам Второй мировой войны Россия и Япония так и не заключили мирный договор, подписав в 1956 году лишь декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений. Препятствовал этому шантаж США, которые пригрозили, что в случае снятия Японией претензий к СССР на острова Кунашир и Итуруп, в её состав не будет возвращён архипелаг Рюкю с островом Окинава, которые в то время были под протекторатом США.
После этого СССР сняла с повестки любые разговоры о Курильских островах, которые ей отошли вместе с капитуляцией Японии. Лишь в 1991 году М. Горбачев признал наличие территориальных претензий со стороны Японии. Еще большее оживление в общественной сфере вызвало заявление главы МИДа Сергея Лаврова в 2004 году о том, что Россия готова вести территориальные переговоры. На что японская сторона сразу заявила, что первоначальный план мирного договора 1956 года, предусматривающий передачу островов Хабомаи и Шикотан в обмен на мир, их не устраивает, она хочет ещё два острова – Итуруп и Кунашир.
С тех пор в сферу общественных обсуждений постоянно делается информационный вброс, подобный брилёвскому, возможно, с целью подготовить российскую общественность к тому, что мы отдадим свои Курилы. И когда информация о ведущихся переговорах появляется в японской печати, у наших соотечественников возникают обоснованные подозрения о ведущихся за её спиной сепаратных переговорах.
Обратите внимание на формулировку вопроса и ответа на него.
В чем ценность этих островов? За что воевали наши предки?
Помимо возможности ловить рыбу и крабов в своей территориальной зоне эти острова несут очень важное геополитическое значение. Между островами Курильской гряды, которая отделяет Охотское море от Тихого океана, есть только два незамерзающих зимой пролива – пролив Екатерины между Итуруп и Кунашир и пролив Фриза между Итуруп и Уруп.
Теряя острова, мы теряем возможность выхода нашего дальневосточного военного флота в Тихий океан без согласия Японии. Теряем мы и зимний морской путь между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским.
Кроме того, с потерей островов Охотское море перестанет быть внутренним морем России, а значит запасы нефти, газа, рыбы и морепродуктов придется поделить с Японией.
Зачем нам договор с Японией? Это была инициатива Хрущёва, известного разбрасывателя Земли Русской. Вспомним Крым. К счастью, в 1956 году не отдали, и сейчас нельзя отдавать.