В Кыргызстане население составляет около 6 миллионов человек, и за время действия ориентированной на мигрантов политики в России каждый десятый из них уже получил российское гражданство. Этому способствовала также политика самой Киргизии (как-то проще эту страну называть так, как было принято в советские времена), которая с каждого живущего в России киргиза получала денежные переводы, в сумме составляющие $1.5 миллиардов долларов (почти пятая часть из $8 миллиардов ВВП), и не препятствовала переходу киргизов в юрисдикцию РФ. Неплохое добавление к продаже хлопка — основному источнику внешней торговли.
Сегодня, по данным киргизского Фонда культурного развития народов «Кочевник», в России работают около 1.2 миллионов киргизов (по ощущениям, гораздо больше). Те, кто ещё не обзавелись гражданством нашей страны, могут получить его по упрощённой схеме, иметь полный российский соцпакет и пригласить в Россию своих родственников.
В результате страна может опустеть, да и поток денежных переводов иссякнет. А это не входит в планы властей Киргизии, которые придумали план, как можно привлечь соотечественников не прекращать финансирование своей исторической родины.
Как сообщает «Новая газета», президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков подписал закон, дающий особые привилегии киргизам с российским паспортом. Для получения привилегированного статуса и карты Мекен-карт необходимо лишь одно: в прошлом быть гражданином Кыргызстана. И перед киргизом-эмигрантом на 10 лет откроются все трудовые и социальные возможности в Киргизии, но не политические. Он получит возможность работать, получать бюджетное образование и медобслуживание, право на детсад для детей, доступ к наследству и многое другое. Кроме возможности голосовать.
Киргизия понимает, что особые права для эмигрантов подстегнут киргизов получать паспорта РФ, ведь при этом они ничего не потеряют и всегда смогут вернуться домой. Главное, чтобы помнили, где этот дом.
Официально новый закон обозначается как шаг к «более тесной интеграции с РФ». Но интеграция — это дело обоюдное, а собственно россиянам не полагается ничего, поэтому скорее речь идёт об укреплении киргизской диаспоры в РФ и её ориентации на историческую родину.
С точки зрения киргизского руководства, шаг понятный. Но российскому руководству, пожалуй, стоит задуматься о том, нужна ли ему часть населения, всецело зависящая от другой страны. Сегодня киргизы занимают рабочие места в России, получают паспорта и социальные льготы, и тем самым конкурируют с населением. Но завтра они укрепятся и станут активными проводниками политики своего руководства на территории России, оказывая давление уже на власть.
Но чему можно поучиться у Кыргызстана — так это опоре на собственное население, с каким бы паспортом оно не было. Дело ведь не в паспорте, а в корнях.