Личность византийского художника установили по подчерку

Личность византийского художника установили по подчерку

Сотрудничество греческого монаха и судебного эксперта по почерку позволило установить личность знаменитого византийского художника, работавшего в Салониках с конца XIII по начало XIV веков.

На протяжении веков картины Мануэля Панселиноса считаются вершиной македонской школы — художников, возродивших православное искусство этом регионе. О жизни Панселиноса известно мало, и учёные давно подозревали, что само имя является прозвищем — «Панселинос» по-гречески означает «полная луна», что теперь подтвердили отец Космас Симонопетритис и графолог Кристина Сотиракогло.

Считается, что Панселинос привнёс в византийское искусство больше внимания к перспективе и человеческому самовыражению. Помимо создания ценных церковных фресок Северной Греции, Панселинос также известен как автор работ об искусстве того периода и автор иллюстрированных рукописей.

Сотиракогло смогла сопоставить надписи на рукописи, приписываемой Иоаннису Астрапасу, с надписями, которые встречаются на фресках церкви Протатон, принадлежащей уединённой (и состоящей только из мужчин) православной общине на горе Афон.

Первым шагом стало исследование, которое связало Астрапаса с человеком, создавшим и проиллюстрировавшим Маркианский кодекс GR516 — обширный рукописный текст начала XIV века. Главным доказательством, как говорит отец Косма, было наличие раскрашенных иллюстраций, на которых была изображена полная луна.

К сожалению, Астрапас не поставил своей подписи на фресках Протатона. И даже при всем объёме рукописи сопоставить строчные буквы Маркианского кодекса с заглавными буквами фресок оказалось непросто. Более того, по словам Сотиракогло, художник минимизировал свой стиль на фреске, чтобы соответствовать традиционной форме.

Фреска Святого Димитрия работы Мануэля Панселиноса в Протатоне, Кариес, гора Афон.
Фреска Святого Димитрия работы Мануэля Панселиноса в Протатоне, Кариес, гора Афон.

«Это буква «Фи», которая выделена и схожа, — рассказывает Сотиракогло. — За ней также следуют другие буквы, «Т», с её пропорциями, которые больше и перекрывают другие буквы и следуют по кривой, пропорции «К». Но когда был разгадан «Фи», код написания был взломан, и работа стала намного проще».

На протяжении десятилетий отцу Косме хотелось, как можно больше узнать о Панселиносе. Будучи старшим администратором на горе Афон, он регулярно посещал службы в церкви Протатон и задерживался у фресок, которые многие считают лучшими работами художника. «Вот где родилось моё желание, — говорит отец Косма. — [Художник] теперь обрёл свою истинную сущность».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку