Президент Беларуси Александр Лукашенко попытался оформить гарантии как для себя, так и для членов своей семьи после своего ухода с поста высшего руководителя страны. При этом он, как и многие другие современные лидеры, совершенно забыл о том, что юридические гарантии не спасли никого из монархов от разрушительных революций.
Революционеры недаром зачастую были юристами. Юрист Кромвель решил вопрос с казнью Карла I через Верховный суд, Робеспьер без труда нашёл лазейку, чтобы отправить Людовика XVI на эшафот через революционный суд, а юрист Ленин вообще обошёлся без суда и следствия. Семья Романовых была жесточайшим образом казнена.
Детей, монархов, впрочем, никто и никогда не судил, но это не давало им никаких гарантий жизни, охраны имущества и медицинского обслуживания, как нынче предписывает закон Беларуси в отношении семьи Александра Лукашенко. Даже удивительно, что кто-то посчитал нужным ввести соответствующий законодательный акт.
Александр Григорьевич решил создать особый, белорусский прецедент, и закрепить его тем, что никто из кандидатов оппозиции не сможет выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Беларуси.
Но и тут не был учтён исторический опыт, поскольку за лидерами революций прошлого всегда стояли представители элит и родственники царей, а не какие-то беглые оппозиционеры, вскормленные на деньги чужеземных спецслужб.
До тех пор, пока власть в стране является монолитной, и правителю удаётся держать баланс интересов и сил в своём близком кругу, внешние силы не способны изменить внутриполитическую ситуацию. Но когда великие князья начинают расхаживать с красными бантами, а незаконные отпрыски вершат тёмные дела, монарх не спрячется ни под какой закон, дающий ему иммунитет.
Великий русский поэт Александр Пушкин писал в оде «Вольность»:
«Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье»…
Он справедливо указывал на то, что законы предоставляют гарантии, если они «работают»: защищают в равной степени и каждого подданного, и самого царя. Созданная же система бесправия, беззакония ударяет по своему создателю, поскольку пестрит лазейками, позволяющими нарушить закон.
Мы не будем анализировать судебную систему Беларуси и рассуждать о том, используется ли она в политической борьбе. Это внутреннее дело соседнего государства. Но хотелось бы верить, что мудрый батька своё нахождение у власти в 2024-2025 годы направит на улучшение судебной системы в стране, которая могла бы дать его семье все необходимые гарантии.
Лидер оппозиции Светлана Тихановская, сбежавшая в соседнюю Литву в 2020 году, заявила, что новый закон является ответом Лукашенко на его «страх перед неизбежным будущим» и напомнила, что существует международное право, позволяющее найти нужные статьи.
Судьба недавнего лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева также является примером для постсоветской страны. Ставленник экс-президента Касым-Жомарт Токаев отобрал у предшественника и его родственников все важные и почётные должности в стране.
Но есть и другие прецеденты в постсоветских странах, когда пожизненные гарантии семье бывшего президента действительно обеспечили иммунитет. Гарантией стали не поправки в конституцию, а надёжный преемник.
Согласно тексту закона, Лукашенко в случае ухода из власти «не сможет быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением своих президентских полномочий», при этом он остаётся пожизненным сенатором.
Ему и членам его семьи будет предоставлена пожизненная государственная защита, медицинское обслуживание, страхование жизни и здоровья..
Право же баллотироваться в президенты Беларуси отныне имеют только граждане страны, постоянно проживавшие в ней не менее 20 лет и никогда не имевшие вида на жительство в другой стране.