Международный уголовный суд (МУС) выдал 17 марта 2023 года ордер на арест президента России Владимира Путина за «незаконную депортацию украинских детей», понимая, что ареста и суда не будет. Так российский лидер пополнил список руководителей армий и стран, в основном африканских, в отношении которых был выдан аналогичный документ с целью заставить их однажды предстать перед международным судом «за преступления против человечества».
Поводом к выдаче ордера на арест В. Путина со стороны МУС стал «вывоз украинских детей в Россию с целью усыновления российскими семьями». Помимо В. Путина ордер был получен также уполномоченной по правам ребёнка при президенте Марией Львовой-Беловой, женой священника Павла Когельмана (рукоположенного в 2019 году).
Ранее Львова-Белова была включена в санкционный список Евросоюза, Великобритании, Канады, Австралии, Японии за то, что, по данным МУС, в феврале-ноябре 2022 года помогала российским вооруженным силам осуществлять транспортировку сотен тысяч детей из Донбасса, Мариуполя и ряда областей Украины без необходимой правовой процедуры, порой разлучая с родителями, с целью их дальнейшей русификации. Дети были затем размещены в трёх детских домах России и приёмных семьях.
По описанию международной организации, акция, названная в России «спасением детей», напоминает ситуацию с испанскими «детьми войны«, эвакуированными в СССР и содержавшимися здесь долгие десятилетия по воле главы Испанской компартии Долорес Ибаррури и Иосифа Сталина. Они должны были стать лояльным к СССР руководящим классом Испании после свержения режима Франко и победы революции.
На Украине проект детского правозащитника так и называется: «Дети войны».
«Здо́рово, что международное сообщество оценило ту работу по помощи детям нашей страны, что мы не оставляем их в зоне военных действий», — прокомментировала ситуацию Мария Львова-Белова.
Россия, как, впрочем, и США не признаёт решения МУС, где вывоз детей из зон боевых действий без международно признанной процедуры считается военным преступлением. Однако американский президент солидаризировался с международной организацией и заявил, что прислушается к его решению и согласен с тем, что действия России незаконны.
У нас решение суда в Гааге назвали и недействительным (РФ вышла из Римского статута 2016 года — прим.ред.), и недейственным. Так, В. Путин на годовщину присоединения посетил Крым и запланировал серию международных встреч, включая приезд в Москву китайского лидера Си Цзиньпина.
Международные эксперты признают, что ордер на арест российского президента — не столь значимый жест, который не приведёт ни к его аресту, ни к изоляции и даже не создаст для него проблем в посещении трети стран мира. Если страна не признаёт суд, его решения не подлежат исполнению. Однако МУС грозится продолжить расследовать дела и придти однажды к действенному способу привлечь российское руководство к суду, как это было сделано с югославским лидером С. Милошевичем.
Необходимость международного суда очевидна, её признают и в РФ. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин даже предложил создать Международный суд в нашей стране.