«Российское руководство выступает за самое тщательное и максимально объективное расследование произошедшего», – сообщил российский МИД, ставя под сомнение недавние слова Дмитрия Пескова о том, что расследовать пока нечего.
Отравление Алексея Навального (включен в список террористов и экстремистов) ингибиторами холинэстеразы, так, во всяком случае, утверждают немецкие врачи, и последовавший за этим шум поставили Кремль в очень неудобное положение.
С одной стороны, случай тянет на попытку политического убийства, и тут надо отреагировать быстро и громко, взяв в свои руки инициативу. Как это у нас бывает – приезд генералов и высокого начальства, заявление для прессы и т.д.
С другой стороны, шума устраивать никак нельзя – это поднимет статус Навального* с уровня шоумена-блогера до федерального политика. Поэтому, хотя все необходимые действия, вероятно, предприняты, всем, кому надо, сделано внушение, но нам показывают картинку вялого и слабого интереса Кремля к этому случаю.
Этой демонстративной безынициативностью тут же воспользовались в Берлине и Вашингтоне.
Сначала расследования и наказания виновных потребовала Ангела Меркель. Затем с этим же требованием выступил верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель. Вслед им вторили министр иностранных дел Швеции Энн Линде и высшие чиновники США.
На что пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков заявил, что для расследования должен быть повод, а его, мол, нет.
«Должна же быть причина для расследования. На данный момент все, что мы с вами видим, – это то, что пациент находится в коме», – цинично сказал он журналистам.
Во вторник в Москву на встречу с Лавровым, чтобы обсудить этот случай, приехал заместителя Госсекретаря США Стивен Биган, который заявил, что «в случае подтверждения версии об отравлении [Навального*] как оппозиционера Вашингтон примет меры, на фоне которых померкнет реакция американского общества на российское вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году».
В ответ на это ведомство Лаврова объявило, что российское руководство и само выступает за самое тщательное и максимально объективное расследование произошедшего.
Иными словами, власти признать факт отравления не торопятся, но и от расследования не отказываются. Можно сказать даже, что они косвенно подтверждают ведение такого расследования.
Положение при этом у нас крайне шаткое, вся инициатива в руках немцев.
Объявят те, что Навального* отравили зарином или «Новичком», а мы – доказывай, что не верблюд, и ищи виновных в ситуации, когда в анализах, которые мы имеем, никаких следов этого нет. Или найдем отравителя, а немцы скажут, что факт отравления не подтверждают.
В любом случае Кремлю лучше найти виноватого в Томске, чем в Москве. Навальному* же можно пожелать только скорейшего выздоровления, ведь его жизнь также в руках Германии.
* — включен в список террористов и экстремистов