В редакцию культурно-политического журнала «Э-Вести» обратился наш соотечественник – судя по фамилии и имени, русский из Казахстана, который приехал в Россию, откликнувшись на призыв наших властей возвращаться. Через некоторое время, по его словам, он стал жертвой воров, укравших все документы, из-за чего попал в поле зрения миграционной службы как человек, нарушивший миграционный режим.
Так он и остался меж двух огней – из Казахстана официально убыл, в России нарушил закон, потеряв документы. Справку об утере в посольстве получил, но она роли не сыграла.
«Если у человека есть справка об утере документов, то он должен был сразу же работать с МВД для того чтобы ему дали бумагу, подтверждающую факт, что он ожидает новые документы, — пояснил «Э-Вести» Юрист Артур из компании Центр правовой помощи. — Читатель неграмотно регламентировал это в заявлении и обращении, и чиновники воспользовались тем, что он не до конца юридически подкован».
В результате, несмотря на широко разрекламированный Указ президента РФ №274 ред.392, обещающий не принимать решения о депортации, реадмиссии или выдворении мигрантов, наш соотечественник был подвергнут суду, 20 марта 2020 года осудившему его по статье 18.8 КоАП и принявшему решение о реадмиссии в Казахстан. И вот уже 10 месяцев он находится в спецприемнике ЦВСИГ в Курской области (д. Авдеева д. 75), пытается найти справедливости и просит помочь «остановить беспредел». В противном случае ему придётся находиться в ЦВСИГ два года.
Артур заверил нас в том, что указ президента, подписанный 18 апреля 2020 года, в целом работает, но постоянно нарушается: «Мы ежедневно сталкиваемся с такими ситуациями, — сказал он. — Люди пользуются безнаказанностью и тем, что не все знают об этом указе. Отсюда и происходит такого рода нарушение прав граждан. Если таких людей много, то нужно составлять коллективные иски, они работают по-другому».
«Указ действует начиная с 15 марта 2020 года, — подтвердила «Э-Вести» Анна Владимировна Михеева, юрист Региональной общественной организации «Факт». – Но обращений, подобных Вашему, много. Практика в регионах пошла в разные стороны, взять хотя бы Москву и область. Постановлениями, которые были вынесены в первых числах марта 2020 года, когда ещё не было упомянутого указа, Москва по поступившим жалобам полностью отменяла выдворение, а Московская область говорила о том, что если постановление, например, вынесено 10 марта, срок давности относительно норм об обратной силе закона не применяется».
Оба юриста уверяют, что всякое выдворение во время действия президентского указа незаконно. В период пандемии нарушителя миграционного законодательства могут подвергнуть максимум административному штрафу или выдворить путём самостоятельного (не принудительного!) выезда. А в спецприёмники точно сажать не должны.
Но тут может быть много обстоятельств, имеющих существенное значение, о которых человек может не знать. Без юриста тут не разберёшься, слишком неоднозначны российские законы, да и юристы должны быть местными, знающими указы властей своих регионов.
В Москве миграционная практика опирается на указы мэра Москвы, в регионах – других мэров и губернаторов городов. Эти указы не противоречат друг другу, но в подкрепляющих ссылках заявления они будут отличаться, разными будут и цифры статей. Где уж человеку разобраться в таком лабиринте и грамотно составить документы?
В данном случае решение суда вступило в силу, но не было исполнено, поэтому есть шанс добиться справедливого рассмотрения через вышестоящие инстанции. Будем надеяться, что справедливость восторжествует и обратившемуся к нам человеку не придётся возвращаться в Казахстан.
Но сколько ещё таких случаев с нашими соотечественниками?! Статистика, которая могла бы пролить свет на то, как работает указ президента, искажена: кто-то хочет обжаловать эти выдворения, но большинство, не помещённое в спецприемники, заниматься этим не желает, в том числе потому, что до 15 декабря 2020 года ему разрешено проживать в Российской Федерации и не подвергаться принудительному выдворению.
Выходит, что доверять сообщениям о смягчении миграционного законодательства не стоит. На бумаге – одно, а на практике на нашей бескрайней родине бывает всякое. По крайней мере, в отношении соотечественников.