Наблюдая сегодня оттепель в Российско-Американских отношениях, радостно вспомнить те времена славного советского прошлого, которые называли – героическими!
Поздравляя наших воинов с Днем Российской Армии, – наших дорогих мужчин, – среди бесчисленного множества героических имён, хочется вспомнить имя легендарного лётчика – Михаила Михайловича Громова, которого в 20-м веке американцы наградили званием – Лётчик № 1 – Мира!
24 февраля 2025 года – М. М. Громову исполнилось бы 126 лет.
Когда же ему было 38 лет, – американский народ с искренним восторгом приветствовал экипаж из трёх советских пилотов – командира М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина, перелетевших через Северный полюс в Америку на самолёте АНТ-25.
На изумление всему миру, в июле 1937 года был поставлен 2-й Мировой рекорд дальности беспосадочного перелёта из Москвы в США (Сан-Джасинто) через Северный полюс – по прямой!
Наши лётчики были доставлены в Вашингтон на приём в Белый дом к Президенту Франклину Делано Рузвельту на его личном самолёте, где услышали от его Госсекретаря – Корделла Хэлла знаменательные слова:
«Какие прекрасные молодые люди! Вы одним своим полётом сделали больше для сближения народов СССР и США, чем мы – дипломаты могли бы сделать в течение 10-ти лет».
Если перечислять заслуги М. М. Громова перед Родиной и всем миром, то предстанет картина жизни, объёмом и наполнением, – сродни «Эпохе Возрождения».
В память об этом великом человеке – гордости российской истории, ко дню его рождения и Дню защитников Отечества рассказывает нашим читателям журнал Э-Вести:

Михаил Михайлович Громов, Советский лётчик-испытатель, рекордсмен и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 года по тяжёлой атлетике, профессор, Герой Советского Союза. Заслуженный лётчик (1899 Тверь – 1985 Москва), Михаил Михайлович, без всякого сомнения, лётчик №1, прежде всего, в нашей стране, профессионал, безусловно признанный авиаторами и, вообще, всеми, увлекающимися авиацией, её историй и всем, что с ней связано. Отличный пилот, штурман, лётчик-испытатель, давший дорогу в небо двум десяткам отечественных самолётов 1920-30-х годов: от маленького учебного У-2 Поликарпова до 4-моторного тяжёлого бомбардировщика ТБ-7 Петлякова. Участник шести уникальных дальних перелётов 20-х и 30-х годов прошлого столетия.
Удивительно многогранный, красивый, артистически одарённый человек, Михаил Михайлович Громов, любил классическую музыку, театр, поэзию и литературу, прекрасно декламировал, играл на музыкальных инструментах, пел, писал стихи. Он был настоящим романтиком! Автор книги «На Земле и в небе», ставшей настольной для многих лётчиков и библиографической редкостью, ценимой не только авиаторами, он написал ряд ценных научных статей по психологии и физиологии лётчика, и очень много сделал как топ-менеджер – в полном смысле этого слова: в 1940 году он создал Летно-исследовательский институт, а в 1946 году Школу летчиков-испытателей СССР, впоследствии названных его именем, как, впрочем, и улицы разных городов, корабль, самолёт…
Во время ВОВ он был назначен Командующим 3-й, а позже 1-й воздушными Армиями, куда вошла французская эскадра «Нормандия Неман», за прекрасное руководство которой, Громов был награждён руководством Франции «Орденом почётного легиона». Сталин признавал высокие заслуги и успешность воздушной армии генерала М.М. Громова, – но говорил, при награждениях: «Хорошо работает товарищ Громов, только рука мягковата…». Иосиф Виссарионович с трудом переносил генералов на войне с «человеческим лицом». Удивительно, но в Армии Михаила Михайловича не было ни одного наказания. Он даже резолюции, выражающие его возмущение непорядком, писал стихами, вроде такой: «Уста мои молчат в тоске немой и жгучей, я не могу, мне тяжко говорить…» И это за провинности, которым на фронте положен трибунал и расстрел! Как ни странно, но после подобной «педагогической» реакции командующего – на «грех» подчинённых, ждущих жёсткой расправы, – все обязанности выполнялись уже идеально.
О нем говорили: «В огне не горит и в воде не тонет». Называли «Рыцарем без страха и упрёка». За всю его лётную практику, не было ни одного полётного задания, которое он не смог выполнить. Михаил Михайлович мог летать ночью и в тумане, быть великолепным организатором. Это был поистине гениальный лётчик нашей страны.
А ведь в авиацию Громов попал случайно. Хотел поступать в Императорское техническое училище, случайно там увидел объявление о лекции профессора Жуковского и заболел самолётами на всю жизнь.
1917 году, прослушав теоретические курсы профессора Жуковского при Императорском техническом училище, поступил в Московскую авиашколу, где выполнил свой первый самостоятельный полет на самолёте «Фарман».
С 1918 года, он – летчик-инструктор авиашколы в Красной армии – где последовательно занимал должности летчика 29-го разведывательного авиаотряда РККА, начальника отделения боевого применения авиации 1-й Московской авиашколы, инструктора Серпуховской высшей авиашколы стрельбы и бомбометания, летчика-испытателя Научно-опытного аэродрома, шеф-пилот ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Профессора Жуковского Н.Е.), начальника Научно-Технической группы Наркомата авиапромышленности, начальника ЛИИ Наркомавиапрома, заместителя командующего Дальней авиацией, начальника Управления лётной службы Министерства авиапромышленности СССР.

В июне 1925 года на самолёте Р-1 Михаил Михайлович участвовал в групповом перелёте с посадками по маршруту: Москва – Казань – Сарапул – Курган – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Батор – Пекин, преодолев 6476 км за 52 лётных часа. В перелёте участвовало 6 самолётов. Кроме пилотов и бортмехаников летели писатели, журналисты, кинооператоры. В Пекине было принято решение о продолжении полёта в Японию. Два самолёта Р-1 продолжили перелёт по маршруту Пекин – Сеул – Хиросима – Токоросава (аэродром в 30 км от Токио). Полёт над Японским морем проходил в сильный ливень, по компасу и на высоте 20 метров над штормовым морем. Михаил Громов совершил посадку на запланированном аэродроме, ему тогда было всего 26 лет. Второй самолёт до Токио не долетел.
В сентябре 1926 года на самолёте АНТ-3 «Пролетарий» он совершил дальний перелёт по замкнутому маршруту Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва, преодолев 7150 км за 34 часа 15 минут лётного времени.
В апреле 1927 года в испытательном полёте на вывод истребителя И-1 из штопора, впервые в стране он покинул неуправляемый самолёт с парашютом, определив, почему разбивались лётчики перед этим его полётом.
Летом 1929 года на самолёте АНТ-9 «Крылья Советов» он осуществил перелёт Москва – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва пролетев 9 037 км за 53 часа лётного времени.
14 августа 1931 года Михаил Михайлович поднял в небо первый советский цельнометаллический пассажирский 35-местный пятимоторный самолет АНТ-14 «Правда», бортовой номер «СССР-1001» – гигант того времени. Далее АНТ-14, пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 14 августа 1931 года.

В сентябре 1934 года пролетев на АНТ-25 по замкнутому треугольнику над европейской частью России 12 411 км за 75 часов Михаил поставил новый мировой рекорд по дальности полета. Вторым пилотом был Александр Иванович Филин (1905-1942 расстрелян), штурманом И.Т. Спирин. За этот полет Михаилу Михайловичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
В 1936 году на самолёте АНТ-35 он установил международный рекорд скорости полёта, преодолев 1266 км за 3 часа 38 минут (350 км/час ср. скорость).
В 1937 году в беспосадочном перелёте Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто, командиром экипажа был М.М. Громов, вторым пилотом – Андрей Борисович Юмашев, штурманом – Сергей Алексеевич Данилин. Это был второй перелёт наших лётчиков в США, после экипажа В. Чкалова (ученика М.М. Громова). Экипаж Громова за 62 часа 17 минут пролетел 10 148 км и установил абсолютный мировой рекорд дальности полёта по прямой.
Решением Международной авиационной федерации экипаж Громова награждён медалью имени французского воздухоплавателя Анри де Лаво, что означало международное признание авиаторов. Следующий лётчик нашей страны, награждённый этой медалью, был Юрий Гагарин, и других уже не было. Медаль де Лаво — награда Международной авиационной федерации (ФАИ), которая вручается за установление признанных ФАИ абсолютных мировых рекордов в области воздухоплавания, авиации и космонавтики.
Трудно представить более яркую, более значительную и более неразгаданную личность чем Михаил Михайлович Громов. Сидя за штурвалом самолёта, он совершал в небе рекорды мирового масштаба, оставаясь скромным на земле. Он посвятил жизнь, насыщенную уникальными по сложности перелётами и работой лётчика-испытателя нашей Родине. Внёс огромный вклад в становление авиации советской страны и утверждение её славы, при всех своих заслугах в победе над фашисткой Германией.
У Михаила Михайловича была мечта: осуществить беспосадочный кругосветный перелёт. Мысли о таком полете появились у него в конце 30-х годов во время испытаний самолетов Бюро особых конструкций – БОК с герметической кабиной и в работах по развитию проекта самолёта на основе испытанного им АНТ-25. После войны, в 1947 году, будучи заместителем Главкома Дальней авиации, генерал-полковник Громов поддержал идею создания самолёта по проекту инженера ЦАГИ Б.А. Кирштейна для беспосадочного облёта Земли по экватору в течение 150 часов на дальность 45 тысяч км. Эта малоизвестная история говорит о бесстрашии и целеустремлённости Громова. Самолёт имел деревянный корпус и крылья, один двигатель, а размах крыльев около 42 метров, Громов и Кирштейн обратились за поддержкой к И. В. Сталину. 48-летний Громов хотел совершить этот полет дававший возможность достигнуть – пусть с большим риском – фантастического результата, который после тяжелейшей мировой войны прославил бы страну достижением мирового масштаба. Было несколько заседаний различных комиссий. Учёные – в пору, когда головы летели даже за малейшие промашки, – были осторожны, и Громову с самого начала пришлось настойчиво доказывать, что критические замечания и сомнения в целом не основательны. Громов видел, что материальные издержки этого проекта ничто по сравнению с важностью достигаемого результата. В конце августа 1948 года Громова и Кирштейна пригласили к военному министру Н. А. Булганину, которому Сталин поручил разобраться с идеей Громова и представить свои предложения. Но не сложилось, партийное руководство не стало поддерживать эту идею. Продвигая идею этого беспримерного и рискованного полёта, он, опять-таки, думал не столько о себе, сколько о своей стране.
Десятилетия в конце своей жизни Михаил Михайлович был отлучён от авиации властями. До 1955 года он возглавлял Управление летной службы Министерства авиационной промышленности. Многие летчики-испытатели сохранили память об этом периоде его работы, не говоря уже о его собственной уникальной карьере испытателя и участника выдающихся перелётов.
Громов спас из ГУЛАГа, своим ходатайством перед Сталиным, – конструктора С.П. Королёва. Если бы не его помощь – Гагарин не полетел бы первым в Космос.
Осложнения в его карьере наступили в 1953 году, когда Хруничева на посту министра сменил П. В. Дементьев. Громов имел неосторожность возражать ему в вопросах, в которых разбирался лучше кого бы то ни было – в лётных испытаниях. Дементьев заставил Громова уйти на пенсию в 56 лет.
Как бы тяжело это не переживалось, мужества хватило пройти и такие повороты судьбы, – выйти в новый период творчества, – полного погружения во все сферы прекрасного искусства; музыки, поэзии, живописи, литературы, и философии. Он блистательно выступал уже в пространстве культурных интересов – в передачах на телевидении, радио, среди молодёжи…
И рассказывать об этих незабываемых встречах, полных глубины, красоты, знаний и смыслов можно бесконечно. Великий человек – он велик во всём!
Среди современной молодёжи имя Громова, наверное, знают не многие.
Он ушёл из этого мира 22 января 1985 года (за месяц до своего 85-летия).
Зато люди «рождённые в СССР» с восхищением и гордостью вспоминают о национальном герое – «Герое нашего времени» – Михаиле Михайловиче Громове, человеке-Легенде, славе нашего Отечества, чьё величие – вне времени.
Нина Яхонтова