28 июля 1942 года был издан Указ И.В. Сталина №227 «Ни шагу назад!», запретивший войскам Красной армии отступать. Идея жёсткого повышения дисциплины и формирования штрафбатов была почерпнута у захватчиков-немцев, которые благодаря этому воевали лучше, чем «имеющие возвышенную цель защиты своей поруганной Родины» русские. Именно с этого момента историки в России считают Вторую Мировую войну Великой Отечественной войной.
Это связано с тем, что началось массовое сопротивление захватчику. При этом Вторая Мировая война – явление неслучайное, а прежде всего экономическое, вызванное процессами в мировой экономике.
После Великой депрессии всем промышленно развитым странам нужны были рынки, а таможенные тарифы не все хотели платить. Германия, используя проверенную веками прусскую доктрину, решила попробовать путь завоеваний ресурсов и использования принудительного труда, который оказался не дешевле для неё.
Военная мобилизация тем временем позволила державам решить проблемы занятости населения и загрузки производственных мощностей, а мировой экономике в целом — перейти к непрерывному росту в течение десятилетий, превозмогая мировой экономический кризис, и произвести передел рынков. Вскоре мир перешёл к свободной торговле, в 1947 году было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое не подписал СССР.
Крупнейшим выгодоприобретателем от этого стала самая растущая экономика — США (Великобритания и Франция, напротив, потеряли). Они также наращивали военные усилия, расходы на военные нужды и инфраструктуру, но не подавляли при этом личного потребления. Весь период Второй мировой войны, кроме 1942 года, несмотря на нормирование потребления мяса, бензина, сахара и других продуктов, потребительские расходы в США непрерывно росли. Это было основой Нового курса президента Ф.Д. Рузвельта, благодаря которому он был переизбран на третий срок, и основой для достижения экономического превосходства.
Советский ВВП упал на 34% только за 1940-1942 годы, однако когда женщины встали за станок, и более 60% ВВП стало уходить на военные нужды, страна смогла производить оборудование и вооружения, перегоняя Германию и другие страны Оси. Удвоение рынка труда за счёт женщин происходило также в США и Великобритании, что предопределило военный успех не в меньшей степени, чем приказ «Ни шагу назад!» на фронте. Выиграли те, кто сумел наладить производство средств производства.
СССР также, в отличие от других стран, удалось сократить расходы бюджета и преодолеть дефицит, кратно нарастить промышленный потенциал страны. Впрочем, ещё до войны, к 1940 году производство нужных для фронта товаров увидело кратный рост — например, за десятилетие производство стали выросло в 4 раза, до 18 млн тонн.
Но потребления как не было, так и нет. После 1943 года экономика СССР стабилизировалась, однако потребитель начал это ощущать только после 1946 года (стали отменяться карточки с 1947 года) потребительский рынок стал оживать и постепенно, к 1960 году, когда оно стало заметным.
В связи с этим я хотел бы поговорить о мировой экономике как об аберрации властью.
28 июля, сегодня, родился выдающийся философ, запрещённый в СССР, Карл Раймонд Поппер, больше известный как мыслитель, писатель, философ, который сумел обстоятельно сформулировать понятие «открытого общества». Не демократического, а именно открытого, так как, не будем указывать пальцем, до сих пор ведутся споры среди известного круга людей.
Это отсылает нас к моральным принципам экономики, которые не чужды и для части элит. Каковы роль и место человека, гражданина, его прав и свобод в мировой экономике?
В «Евгении Онегине» Пушкин упоминает Сея и Бентама, которых я осмыслил лишь по окончании ВУЗа, при поступлении в академический институт, и время от времени возвращаюсь к этим произведениям, потому что разобраться и понять их научные построения сразу не дано.
У этих великих мыслителей — экономиста и правоведа, речь шла о справедливом распределении богатств, о том, что в случае свободного, не регулируемого государственной политикой рынка предприниматель сам обеспечит справедливую систему или будет разорён. Богатство — это не объём денежных средств, а сумма благ. И кризисы перепроизводства невозможны в открытых обществах, потому что ни один предприниматель не будет производить то, на что нет спроса.
Пушкин – удивительно образованный человек, который написал поэму «Евгений Онегин» на одном дыхании в 23 года. Помимо Сея и Бентама, энциклопедист называет в своём литературном произведении ещё тысячу других имён из сферы науки, таких как Феокрит, Гомер и Адам Смит.
Увязав имя Сталина, тему Великой Отечественной войны и трагическое по сути произведение Карла Р. Поппера «Открытое общество», я хотел бы обратить внимание на ещё одно обстоятельство, также актуальное для сегодняшнего дня: 28 июля 1988 года в СССР были разрешены шествия, демонстрации и митинги. Это – главная заслуга Горбачева в деле построения «советской модели демократии».
В этот же день в 1944 году англо-американская эскадра бомбардировщиков превратила в пепел огромный европейский город – Гамбург, где погибло 40 тысяч невинных человек.
Зачем я привожу всё новые и новые факты, причём из разных сфер, совершенные руками разных демократий? Я хочу свести всё это в единую мысль о том, что мировая экономика – это не хаос, а управляемая система, которая создаётся всегда и везде только за счёт человеческих жертв и насилия.
Так почему на протяжении пяти тысяч лет, когда научно-технический прогресс идёт семимильными шагами, главный вопрос, который ставит Поппер перед человечеством, не решён?
Если выдающиеся открытия в науке до модерна (XVII век) совершались единожды в 150 лет, то в Новое время до начала эпохи глобализации они стали свершаться раз в 10-20 лет. В эпоху глобализации открытия совершаются по 10 за год, а в эпоху постглобализации, когда разрушена вся система международных скреп и международного права (даже в убогом виде организаций наподобие ООН, МВФ, ВОЗ и ряд других), в день появляются до 10 открытий уровня E=Mс² и решения малой теоремы Ферми.
Полетев в таратары, наука тем не менее сохранила темпы наращивания скорости научно-технического прогресса. Это происходит не без участия секретных технологий типа квантовых компьютеров наподобие «Ломоносов» в России, о существовании которого уже проговорились в 2013 году.
За счёт каких технологий, методик достигаются сверхглобальные открытия – неважно. Важно другое: почему выдающиеся открытия никак не переходят, не транслируются и не экстраполируются в сферу мировой экономики и допускают немыслимые страдания человечества, войны, пандемии, моры, пожары, ухудшение климата, деградацию демографии и просто геноцид?
Почему мировая экономика должна быть обязательно сопряжена либо с массовым умерщвлением человеческих существ? Вячеслав Иванов говорит о том, что теория ноосферы вместе с теорией номогенеза Берга доказывают, что возможности планеты безграничны для проживания большого числа людей. Таким образом, тезис о том, что надо уничтожить 8 миллиардов людей ради процветания одного «золотого» миллиарда опровергается и современной наукой в той же мере, как и теорией Поппера об открытом обществе.
Самое смешное, что ответ на это противоречие я нашёл в шутливых куплетах своей бабушки, выросшей в Малороссии и очень любившей украинский язык: «У сусіда хата біла, У сусіда жiнка мила». Несмотря на мои усилия найти полный текст в интернете, у меня ничего не вышло. Видимо, это какой-то тайный гимн тайного украинского общества, возможно, сейчас исчезнувшего. Это не столь важно, важно то, что нельзя допускать к власти нищих, голодных и необразованных людей. И уж точно нельзя пускать во власть озлобленных на человечество людей – не христиан.
Смотрите, что получилось с Гитлером, Навуходоносором, уничтожившим Второй храм в Иерусалиме, с «Усатым вождём», зарывшим в землю миллионы людей!
Что, кроме них, мешает мировой экономике развиваться плавно, поступательно, комфортно для населения, при этом не мешая им наполнять мошну оголтелых зубастых акул, которые водятся на безбрежных просторах Мирового океана, в волнах мировой экономики?