Главное препятствие развития государства и демократии в России — отсутствие доверия глубинного народа к властям. Причём к властям любого уровня. Долги надо возвращать. Но если долги омыты народной кровью — их надо возвращать в комплексе покаяния.
Все сложные политические проблемы очень просты по своему содержанию.
Помните знаменитый лозунг студенческого движения в Гарварде в 1968 году, когда советские танки вступили в Прагу на фоне пробуждения Европы — Парижской весны 1968 года? Этот лозунг был: «Мы знаем об экономике всё, кроме одного: как она функционирует». Так и здесь: мы знаем о российской демократии всё, кроме одного: как она функционирует?
Обе стороны процесса — власти и народ знают суть и содержание проблемы. Почему же происходит пробуксовка?
Беря за основу известную аксиому: низы не хотят, а верхи не могут, перефразируя её применительно к сегодняшнему дню, мы можем сказать, что верхи не хотят и не захотят никогда, а низы знают, но никогда не откажутся от отнятого у них имущества. А в результате этого — и жизней.
После переворотов, путчей, революций, муниципализаций, социализаций, национализаций и прочих противоправных, противозаконных, антигуманных, бесчеловечных и глубоко бессодержательных акций властей всё население без исключения (кто в большей, кто в меньшей степени) было обнесено.
В результате все материальные блага, изъятые насильственным путём (раз насильственным — всегда незаконным) должны быть возвращены добросовестным владельцам и не пребывать в руках незаконных владельцев. Они не есть добросовестные.
Что надо сделать? Первое — покаяться, второе — вернуть всё, что можно вернуть народу или (как подсказывает мировой опыт) компенсировать это либо услугами, либо рыночными, по оценке на сегодняшний день ценами по объективной стоимости.
Лукавые замечания (редкие, но они есть), появляющиеся из уст официальных источников, подчёркивают якобы отсутствие мирового опыта социальной реституции. Это ложь. Через реституцию прошли все страны постсоветского пространства, а некоторые из стран провели и люстрацию. В этих странах демократия работает бесперебойно, и народ в целом поддерживает власти.
Возьмём пример Франции. Посмотрите на все эпизоды смены власти в этой стране за один XIX век, их вкупе было 26, и каждый раз происходила реституция. Пусть не полностью и не до конца, но хотя бы в основном. То же самое произошло после возвращения Людовика XVIII, сменившего Наполеона у власти. Возвращение герцога Орлеанского и Орлеанского Дома привело к Вандомским соглашениям. Орлеанский Дом вернул всё, что было изъято, похищено или отнято предыдущими властями.
Возьмём более близкий круг постсоветских бывших социалистических стран: Польшу, Чехословакию, Восточную Германию, Прибалтику. Здесь создавались целые системы (фонды, институты, менялось законодательство) и в течение2-3 лет население, пострадавшее по вине властей, получило 100% компенсацию.
Мы неоднократно писали даже о трансграничных случаях, когда немецким владельцам возвращали или компенсировали имущество в Польше, и наоборот.
В Германии люди получали компенсацию за потерянное имущество или то, что у них было изъято сначала нацистами, а затем и советской (просоветской властью). Вопросами реституции занималось целое министерство. Благодаря этим процессам Восточная Германия влилась в цивилизационное экономическое пространство.
Погашение задолженности, компенсация всех имущественных потерь в странах Балтии — это особый случай, так как он ближе всего к российским реалиям.
Уловки — то, что Иван Крылов назвал «ужимками и прыжками» властей по этому поводу — и есть главная причина отсутствия полноценной демократии в стране и нежелания населения (глубинного народа) доверять властям и верить их обещаниям о завтрашнем будущем, которое они даже не очень-то уже обещают.
Вопрос о реституции — это не просто принципиальный вопрос, но единственный из оставшихся вопросов цивилизационного развития российского государства.