В.И. Ульянов-Ленин ненавидел произведение Достоевского «Бесы». Терпеть он не мог это произведение только по одной причине: из-за правды жизни. Правда жизни по-Ленину — его собственная «правда», плоды которой мы пожинаем и поныне.
Отношение не только к «Бесам», но и ко всему творчеству Достоевского было однозначно отрицательным на протяжении всего периода пребывания большевиков у власти. В этом году мы празднуем 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя – выходца из белорусских шляхтичей, написавшего в последние 10 лет своей жизни большую часть своих романов. Крупнейший из них – «Бесы».
Сегодня как никогда тема транзита власти в России является злободневной и жизненно важной не только для каждого гражданина России, но и для каждого землялина вообще. Не только потому, что Россия – ядерная держава, и она занимает одну восьмую часть суши, а потому что Россия и впрямь играет заметную роль в международных отношениях. Она играет большую роль в мировой экономике, она напутствует страны и международные организации, наконец, она представляет большую культурную, историческую, природно-минеральную и религиозную ценность.
В каких руках после 2024 года окажется одно из величайших достояний цивилизации – Россия? Это не может быть безразличным ни для кого.
Почему мировой опыт передачи власти от одной группы к другому коллективу людей для управления страной не воспринимается адекватно в России – вопрос не к нашей стране, а к её правящей элите.
Почему правящая группировка такая, какая она есть – это не вопрос исторической правды, но духовной реальности сегодняшнего дня. Что политическая элита воспринимает больше: духовные, исторические ценности своей цивилизации или идеи экономического детерминизма, провозглашенные Карлом Марксом и Полем Лафаргом?
Ответ на этот вопрос дал великий русский философ и писатель Фёдор Достоевский в своём нетленном произведении «Бесы». Больше всего литератор боялся прихода к власти тоталитарных сект. Под какой бы личиной они ни прятались – их приход к власти приведёт к разрушению государства, а затем и русской цивилизации.
Вчера я беседовал с крупным болгарским предпринимателем и образованным человеком по имени Дмитрий. Он рассказал мне душещипательную историю, которая важна мне для раскрытия сегодняшней темы – принятия православия в Болгарии.
Почему на заре своей цивилизации болгары, обладавшие письменностью – рунами, исповедовавшие свою собственную веру – политеизм, в одночасье приняли православие в то время как до этого они насмерть боролись с Римом, отвергая принятие религии великих римских императоров? Что побудило их сделать это?
Ответ один: тревога за уничтожение собственного болгарского государства. Болгары тогда приняли для себя трудное решение: сдаться на милость Византии и принять православие, но при этом сохранить страну и свою цивилизацию.
Для болгар легче было поменять вероисповедание, чем потерять своё общественное устройство.
В России в 1917 году произошло нечто подобное. Но у нас в 1917 году произошла потеря и вероисповедания, и государства одновременно. На смену прежнего общественного устройства и духовного строя пришло то, что пришло.
Произойдёт ли сейчас новая смена вех, которая нанесёт ещё более глубокую рану и произведёт ещё больше больший разрыв цивилизационного характера? Тогда Россия окончательно потеряет своё историко-цивилизационное лицо.
Движение декабристов и настроения фронды в дворянстве в середине XIX столетия привели к тому, что династия Романовых уступила разумным веяниям внутри образованного класса – дворян. В результате (это показала Крымская кампания 1854-1856 годов) к власти в России пришли те силы, которые были настроены на укрепление российской державы и нации.
Другое дело, что беда пришла оттуда, откуда её не ждали. Слишком долго власти пренебрегали вопросами присутствия в обществе тоталитарных сект: будь то религиозного, социального, культуртрегерского характера.
Напомню, что во времена декабристов, отсылая их в изгнание в Сибирь, дворяне создавали фонды, в которых из расчёта 800 рублей на человека в год их жизнь обеспечивалась на вполне «петербургском» и «московском» уровнях. Императорская власть не осмеливалась отбирать у людей нижнее бельё, выгонять на мороз, чтобы не получить пулю в затылок. А большевики осмелились, но больше продолжать эту политику нельзя.
Мировой опыт транзита диктует две вещи, которые неизменно должны присутствовать для сохранения будущности державы и нации: собирание земель и сбережение народа. Если ни того, ни другого не происходит, то правящая элита должна без боя, без цепляние за ручки кресел освободить своё место и уступить его тем силам, которые способны это сделать.
Сбережение народа слишком тесно связано с его благосостоянием, а без народа невозможно не только собирание земель, но и сохранение территориальной целостности России.