Мистические и политические загадки замка «Шамбор»

Замок Шамбор

Замок Шамбор — охотничий домик, построенный на берегу Луары, с 440 комнатами, 365 дымоходами, 600 скульптур и двойной винтовой лестницей, предположительно, созданной по эскизам Леонардо да Винчи является одной из самых заметных тайн истории. Она остаётся неразгаданной со времён Франциска Первого, XVI века.

Система из двух винтовых лестниц, расположенных навстречу друг к другу, уже сама по себе беспрецедентна. И тайны, окружающие грандиозное творение архитектуры Европы высокого Возрождения, связаны с именем выдающегося деятеля эпохи Леонардо да Винчи, хотя ни один официальный чертёж не выдаёт его авторство жемчужины Шамбора, она явно выполнена в его стиле. Неизвестно, спроектировал ли он лестницу или просто вдохновил на создание.

Замок был заброшен, отреставрирован, разграблен и во время Второй мировой войны даже использовался как тайник для «Моны Лизы», что ещё больше привязало творение к имени выдающегося художника и энциклопедиста.

История дружбы великого светоча мысли и французского монарха-архитектора Франциска Первого окутана тайнами под семью печатями. Ведь единственным, кого перед смертью допустил попрощаться великий итальянец, был французский король, которому старец произнёс сакраментальные слова, вошедшие в анналы европейской истории: «Простите, Ваше Величество, что я так и не успел ничего для Вас сделать».

Если Леонардо ла Винчи не только ничего не сделал для Франциска — он ничего не сделал для Европы высокого Возрождения и для Франции. Приглашенный Франциском Первым на постоянное место жительства (ПМЖ), получая тысячу луидоров ежемесячно (что составляет стоимость такого дворца, как палаццо Веккьо во Флоренции), во Францию художник приехал с тремя шедеврами, погруженными на мулов: «Святая Анна», «Мона Лиза» и «Мадонна в скалах».

Леонардо да Винчи был самым крупным и известным энциклопедистом своего времени, поскольку помимо поэзии, живописи, архитектуры, инженерии он занимался анатомией, химией, воздухоплаваньем, астрономией, алхимией и астрологией. А Франциск считал себя покровителем искусств и поборником инноваций. Чтобы подчеркнуть это, он окружил себя самыми выдающимися умами своего времени, в том числе и в первую очередь Леонардо да Винчи.

На счету последнего к тому времени было 60 архитектурных проектов, а также около 100 проектов ландшафтных парков, изобретение астролябии, воздушных шаров, самолётов, артиллеристских орудий, военно-инженерных сооружений для обороны и взятия городов и потрясающие строения и проекты гидросооружений — например, система каналов вокруг французской столицы.

Леонардо да Винчи, вероятно, мало спал и ел; полностью расписав до минуты всю свою длинную жизнь, он неустанно работал. Правители Франции, Италии, Испании, Священного Союза следили за его фигурой начиная с XVI столетия, отмечая не только потрясающие достижения в живописи (такие как «Тайная вечеря»), скульптуре (деревянные и мраморные изображения святых мучеников), архитектуре (замок Шамбор), картографии (самая точная карта Европы была сделана именно им). Достижения этого человека нескончаемы.

В Италии самое популярное спортивное занятие — бега на опережение, кто первый в очередной раз откроет музей Леонардо да Винчи. Такого количества музеев нет даже у Гёте в Германии или у Ленина в СССР.

Мистические и политические загадки замка "Шамбор"
Интерьеры замка Шамбор

Вензеля, плафоны, скульптурные изображения и даже само архитектурное устройство замка Шамбор буквально насыщены религиозной и сакраментальной символикой, которой был привержен король Франциск Первый.

XVI век — это век «восточных культур», после падения мусульманской империи на территории соседней Испании, философы, учёные иудео-арабской прослойки мавританского государства проникли практически во все города и веси Италии. В это время Школа анналов регистрирует 16 грандиозных колоний практически во всех крупных городах страны, начиная от Генуи и Венеции и кончая Миланом. Не было ни одного города Италии, где внутри городских стран не было бы организовано проживание еврейской общины за каменными стенами. Исключением была лишь Венеция, где дожи разрешили сефардам проживать открыто, что засвидетельствовал Шекспир в «Венецианском купце».

Идеи каббалистики, привнесенные иудеями в европейскую культуру, не были чем-то особенным, экзотикой для эпохи Возрождения. Она входила в дома просвещенной знати и имела широкое хождение при дворах Европы, где двор Франциска Первого был на особом счету. Леонардо ла Винчи — большой знаток каббалистики, расшифровывал королю каждое значимое положение этой философии.

Франциск провёл в замке Шамбор всего семь недель, используя его в основном как охотничью резиденцию. Массивные залы, головокружительные лестницы, бесконечные коридоры — всё это было ради зрелища, ради того, чтобы заставить всех ахнуть при входе в великолепное пространство.

Если говорить о замке Шамбор как об открытой книге каббалистики, то он нескончаем, поскольку расположение залов, роспись потолков, сводчатое строение жилых и нежилых помещений — всё согласуется со знаками, интерпретирующими положение названных книг.

Но мы остановимся на самом значительном и наиболее известном архитектурном излишестве — «двойной лестнице», тайна которой раскрыта недавно.

Одна лестница — крутая и витая, спускается с самой высокой башни замка, фактически в подвальное помещение этого удивительного сооружения. Другая, точно такая же витая, но уже со ступеньками лестница, как бы обнимает идущую вниз, двигаясь по восходящей под самую крышу той же самой башни.

У исследователей всегда был вопрос: кто должен был спускаться вниз или подниматься наверх, чтобы не видеть лиц друг друга. И вообще, зачем было делать лестницу, в которой не было необходимости, если можно было сделать две в разных частях помещения?

Франциск, возможно, с участием великого итальянца, проводил некие ритуальные богослужения, при которых одна часть присутствующих не должна была видеть другую. Но тогда возникает вопрос, что это были за церемонии?

Ответ кроется в записных книжках Леонардо да Винчи, где он нет-нет, да упоминает тайные богослужения, посвященные геостратегическим и геополитическим планам монарха. На этих собраниях должны были достигаться некие решения, которые потом самим монархом или его канцлером ложились на стол исполнителям и приводились в действие.

В записях Леонардо да Винчи вскользь упоминаются несколько важных решений, принятых на «мессах»: когда Франциск направлял войска в Италию и на юг Священной Римской империи.

Далеко не все рукописи и записные книжки Леонардо исследованы, например, он много раз использовал либо зеркала, либо писал левой рукой в противоположном направлении (справа налево). Великий итальянец владел 8 языками, на которых писал.

Во Франции существует несколько научно-исследовательских центров, объединенных идеей изучения тайн эпохи правления Франциска Первого, где замок Шамбор стоит на особом месте. Он весь нашпигован известной или малоизвестной символикой, которая что-то несла либо современникам, либо потомкам.

Все изображения листьев, растений, животных носили конкретное прикладное значение. Значение маленьких обезьян означали подготовку похода войск на западно-африканский континент, листья репейника — подготовку войны с ересями — начинавшим поднимать голову движением протестантизма и остатками альбигойской ереси, всё ещё беспокоившим великую Францию.

Когда-нибудь они будут расшифрованы и превратятся в живописную летопись Итальянских войн, в ходе которых династия Валуа пыталась присоединить Италию и оспорить права габсбургов на значительную часть Европы, включая испанские, итальянские, австрийские, голландские, чешские, венгерские и румынские земли, которыми владел император Священной Римской империи Карл Пятый.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.