Многонациональная и многоконфессиональная пойдёт тем же путём

Выступление российского президента на заседании Совета по межнациональным отношениям, к сожалению, не сулит никаких изменений в национальной политике России. Политике, которая вряд ли признаётся подавляющим большинством россиян такой безоблачной, какой её рисует В. Путин.

 

«Людей из Средней Азии становится всё больше», — говорят россияне, отмечая, что мигрантов особенно много в крупных городах и они всё чаще массово приезжают в самые отдалённые уголки страны.

Речь идёт о миллионах молодых людей, которые выходят на рынок низкоквалифицированного труда, снижают заработные платы россиян и весьма востребованы крупными работодателями, прежде всего из строительных организаций. Многие из них остаются под контролем национальных диаспор своих стран и не видят никаких преимуществ в интеграции в российскую культуру.

«Наша держава созидалась вокруг ценностей многонациональной гармонии», — уверен президент, и подчёркивает, что благо России создавалось разнообразием языков и традиций, а российская культура многонациональна и многоконфессиональна по существу. Русский же язык в этом многообразии служит средством межнационального общения.

При этом почему-то основу великой культуры создавали люди из русской дворянской среды, которые подчёркивали её русский национальный характер (А. Пушкин, Ф. Достоевский, М. Глинка и другие). Они стремились выработать и усовершенствовать нормы русского языка как живого языка русского народа, воплотить в литературе, музыке и изобразительном искусстве русский национальных дух.

Приводимая статистика говорит о том, что 94% россиян прежде всего идентифицируют себя как граждан страны, а уже затем как часть того или иного народа. Это в действительности наследие пропаганды этатизма советских времён, которое вылилось в формирование общности без национальных корней и подчас без исторической памяти, как того требовал марксизм-ленинизм. Но прежде всего это коснулось именно русского, государствообразующего народа, у остальных же парад национализмов говорит об обратном.

«Люди, которые к ним приезжают и живут на территории их стран, не ощущают себя гражданами этих государств, живут там годами и не владеют местным языком», — критикует западные страны В. Путин. Я только что вернулась из поездки по этим странам и могу утверждать, что мне не встретился ни один не говорящий на языке новой родины мигрант.

Если ещё 15 лет назад приехавшие из колоний люди едва владели языком метрополии, то их дети не только получили образование и прекрасно говорят на языке населения, но и нашли себе нишу в экономике страны, которая зачастую представлена низшим ценовым сегментом.

В конечном счёте, мигранты послужили благополучию граждан европейских стран, которые пользуются дешёвой рабочей силой, нанимая её в качестве сиделок и обслуживающего персонала. Они любят свою страну и счастливы быть её полноправными гражданами.

В странах же Восточной Европы мигрантов практически нет. Они справляются своими силами и отстаивают собственную самобытность перед лицом Евросоюза, пуская только квалифицированную рабочую силу из бедных, но близких стран (Украины и России).

Республики Средней Азии — это государства с собственной самобытной культурой, которую население свято чтит и блюдет. Приезжающие в Россию люди, даже если они свободно говорят по-русски и получают здесь образование, в действительности не спешат интегрироваться в российское культурное пространство, предпочитая своё.

Имеет ли российская модель национальной политики такие уж очевидные преимущества перед Западом, о которых говорил в своей речи президент? Не думаю. Напротив, я уверена, что государству необходимо менять отношение к трудовой миграции и идти хотя бы по западному образцу.

Поделиться с друзьями
Subscription